+24highlander05 (-------->) / Урудж Буба
В начале ХХ века в Куруше признанным авторитетом был Уруджбуба. Каждый курушец в той или иной степени был обязан этому мудрейшему благообразному человеку. Одних он исцелял физически, других духовно, третьих предостерегал от неверного жизненного пути. Урудж-буба поучал людей, что мирские блага — могущество, богатство и мнимое величие — ничто в сравнении с подлинным величием человека. Единственное, что может превратить человека в частицу божественной субстанции и сделать его, таким образом, нетленным, — это адамият, что означает «нравственность, человечность, гуманность». Наделенный разумом человек должен воспитывать свое тело, подавлять плотские страсти, очищаться от «телесной мути», И тогда он может стать настоящим человеком. Он считал, что человек должен всю свою духовную энергию переключать на созидательный труд, ибо основное назначение человека — это общественно полезная деятельность. Он сам строго следовал этим правилам.
Обыкновенный крестьянин, в отличие от большинства курушцев, он занимался земледелием: пахал, сеял, выращивал хлеб, лечил людей. Его прадед Сейид-Али занимался тем, что на своих быках через высокогорный перевал с южного склона Базардюзи таскал строительный лес для возведения домов в Куруше. Его деловые связи с хозяевами азербайджанских лесов давали ему возможность безбедно жить в городе Геокчае, где его сын — дед Уруджа Реджеб-Али женился на азербайджанке, дочери местного муллы. А Реджеб-Али своего сына Фет-Али обучал в городской школе, вместе с детьми богатых азербайджанцев. Дети в этой школе, наряду с Кораном, изучали турецкий, персидский и арабский языки.Из четырех сыновей Фет-Али только Урудж-буба приобщился к грамоте и много читал персидскую, арабскую литературу, а остальные сыновья посвятили себя отгонному животноводству, пасли овец. Их семейство имело в селении два дома, и поскольку один из домов всегда пустовал, жители этого квартала там совершали намаз. В последующем на месте этого дома была построена добротная двухэтажная мечеть, а при мечети имелась богатейшая библиотека.
Из имевшихся в мечети книг Урудж-буба особенно увлеченно читал издания «Элиф Лейла» в четырех томах. Много хороших книг из своей личной библиотеки он подарил мулле Серкеру Наги-оглы, который прекрасно владел арабской грамотой. Среди его любимых были книги на медицинские темы на азербайджанском языке. Много полезного взял он из народной медицины. Лечил он не только тело, но и души. И, наверное, именно эта его способность притягивала к нему людей. Считал ось, что если брак молодой пары благословит Урудж-буба, то семья будет прочной и счастливой. Он останавливал кровную вражду и примирял сельских враждующих. К нему обращались за благословением даже местные партийные начальники. О том, что в Куруше живет человек, наделенный удивительным даром, знали далеко за пределами села — в Самурском округе, в Шеки и Ширване.
Урудж-буба, помимо всего, был и замечательным брадобреем.Каждую пятницу возле магальной мечети он бесплатно стриг и брил бедных людей.Особенно нежно и с любовью он относился к детям. Был любимцем сельской детворы, рассказывал им чудесные сказки, прививая любовь к учебе, знаниям и мудрости.Этот мудрый и образованный старик был душой сельского годекана, где вокруг него собирались люди и с большим интересом слушали его. Однажды на годекане у Урудж-буба спросили:
- На чьей стороне Аллах?
- Аллах с теми, у кого хорошее здоровье, послушные и трудолюбивые дети.
Как-то по делам он ездил в Азербайджан и по возвращении его спросили на годекане:
-Урудж-буба, какие там новости?
-Особых новостей нет, только когда я возвращался через село Ясаб, меня догнали два всадника и мы продолжили путь вместе. Я спросил их, кто они такие, чем занимаются. И знаете, что они ответили? Сказали, что они шайтаны, их дело — разными ложными слухами сеять ссоры и беспорядки в селах. Сейчас мы едем в Мискинджа и Ахты, — сказали они.
-А почему вы не приезжаете к нам в Куруш, ведь это большое село?
-Там у нас есть постоянный представитель — Магомед-Гасан.
И на самом деле, этот человек прославился в селе своими нелепыми слухами и кляузами. Услышав свое имя, Магомед-Гасан покраснел и быстро удалился с годекана. Говорят, он больше никогда не появлялся на годекане, если там был Урудж-буба.
Oднажды у Урудж-буба сдохла собака, и два курушца захотели,воспользовавшись этим случаем, подшутить над ним. Пришли они к нему с сочувствующим видом и как-то выразили соболезнование. В ответ Урудж-буба очень спокойно, обращаясь к жене, сказал:_ Хозяйка, пришли к нам родственники нашей умершей собаки,подай им чего-нибудь из собачьей еды.Опозоренным «сочувствующим» ничего не оставалось, как быстро ретироваться.
Автор: С.К. Диярханов.
5 ноября 2013 4
+4AA (Али Алиев) 5 ноября 2013 в 15:29
Таким люди цементируют общество. Желаю всем, чьлюы побольше было у них праведных людей.
Саид-афанди Чиркейский (къ.с.) сказал: "Времена меняются, люди черствеют. Но без праведных людей земля не останется". Амин
+2Guseinoff (Салих) 5 ноября 2013 в 16:51
Да, такие постоянные представители есть везде!
+3Azamat05 (Azamat) 5 ноября 2013 в 16:55
Грамотно он насчет родственников собаки подрезал "шутников")))
+2Agat (Марат) 5 ноября 2013 в 18:03
Статья с глубоким смыслом,поучительный .Спасибо.