ВКонтакте

Блоги

стукачи на сайте черновик.
Astana1 (Abdula)
Новые правители Дагестана.
Antony (Антон)
старый пост
Astana1 (Abdula)
Вот дела ..
Antony (Антон)
Давно меня тут не было, и вот я вернулся :)
cheleos (cheleos)

Тут обсуждают

Знаменитые дагестанцы

Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

Абдулатипов
Рамазан Гаджимурадович

4.08.1946

Российский политик

В 1965—1966 гг. учился в фельдшерско-акушерском училище. Работал фельдшером — заведующим фельдшерско-акушерским пунктом Тляратинской районной больницы

Личные блоги

+12isma_magomedov (ismail) / Хаджимурад – предатель или герой? ( версия Адалло Алиева )

Салам алейкум земляки =) После непродолжительного перерыва возвращаюсь=)

Есть такой у нас земляк — Адалло Алиев. Писатель,поэт.

Очень талантливый человек,одаренный.Очень образованный человек,получивший образование и ставший личностью еще в советское время.

Но вместе с тем,неоднозначная личность.Хотя может быть это только на первый взгляд.Кто-то его считает предателем,кто-то идеологом "вахабизма",лично для меня он один из моих выдающихся земляков,в ком при всех его минусах,есть столько любви к своему народу и земле,сколько не будет наверное даже и у процента его критикующих за его политические взгляды.

Он внес немалый вклад в родную литературу,делал немало для родного языка.Один из первых врагов этой власти по причине того,что всегда говорил только правду и не боялся.

Были у него моменты,которые лично мне так же остались непоняты и даже слегка вызывающие неприязнь.К примеру его слова о Расуле Гамзатове,когда он говорил,что весь талант Расула заключался в профессионализме переводчиков.И описывал схему как создавался этот талант.Но это другая история,которую я как-нибудь вам расскажу.

Сегодня же я бы хотел передать вам одно интервью Адалло Алиева,где он выдвигает очень интересную версию по поводу одного из самых загадочных моментов нашей истории,истории Кавказского завоевания,где Адалло поставил под сомнения Толстого,Гамзатова,да и всю официальную историю -"предательство Хаджимурада..." А было ли оно?

– Многие в Дагестане и за пределами не очень хорошего мнения о Хаджи-Мураде, считая его предателем.

– Не было никакого предательства. Это был гениальный план, с важнейшими задачами. Зная характер Хаджи-Мурада, я не сомневаюсь в том, что он сам вынес на обсуждение с Шамилём «предательство». Когда я находился в эмиграции у меня из дому пропали важные документы, в которых содержались интереснейшие данные. Среди них были переписанные мною в библиотеке правнучки Толстого записи. Её муж был моим хорошим знакомым, когда я жил в Москве. В этой библиотеке были книги и про декабристов, которые мне очень напомнили про Шамиля и его соратников. Декабристы не принимали в свои ряды пьющих, невоспитанных, все были очень образованные, дисциплинированные, люди чести и слова. Зная про их силу, Константин отказался от власти, а Николай нет. Декабристы в узком кругу собрались и поставили вопрос: кто-то должен стать предателем и рассказать Николаю про заговор, поимённо перечислить участников и склонить императора к отречению от престола. У них было условие: «предатель» должен был унести эту тайну с собой в могилу. Даже члены семьи не должны были знать, что он не является предателем. Эту роль согласился взять на себя Ростовцев, рассказавший Николаю всё и вся. Но царь оказался не робкого десятка и силою подавил восстание.

- Вы хотите сказать, что Шамиль и его наибы переняли опыт декабристов и что Хаджи-Мурада, подобно Ростовцеву, отправили в лагерь противника?

- Может переняли, а может это чисто историческое совпадение. Но Шамиль не мог предложить Хаджи-Мураду эту смертельную идею. Я уверен в том, что идея исходила от самого Хаджи-Мурада. А почему же Шамиль согласился отпустить его на столь опасное и рискованное дело? Во-первых, после убийства его братом Османом Хамзата, он в 1830-х годах имел связи с русскими, во-вторых, рос в среде хунзахской ханской семьи, был молочным братом убитых ханских сыновей и лучше чем любой другой участник газавата мог бы найти общий язык с русской аристократией. В третьих, из всех наибов Шамиля только он мог хладнокровно перенести общение с неверными.

– А как же поход в Табасаран, после которого начались его разногласия с Шамилём?

– Ещё тогда на Кавказе у России была очень сильно развита агентура, об этом знали и наши. Вся эта инсценировка была проиграна для убеждения графа Воронцова и его команды в искренности Хаджи-Мурада, знавших о «размолвке» ещё до его «предательства».

– Но Шамиль же арестовал его семью, сына посадил в яму.

– Вот послушай отрывок из письма Воронцова князю Чернышеву от 20 декабря 1851 года: «В моем последнем письме я извещал вас о прибытии сюда Хаджи-Мурата; он приехал в Тифлис 8-го; на следующий день я познакомился с ним и дней 8 или 9 я говорил с ним и обдумывал, что он может сделать для нас впоследствии, а особенно, что нам делать с ним теперь, так очень сильно заботится о судьбе своего семейства и говорит со всеми знаками полной откровенности, что, пока его семейство в руках Шамиля, он парализован и не в силах услужить нам и доказать свою благодарность за ласковый прием и прощение, которое ему оказали». Понимаешь? У Хаджи-Мурада была отговорка, чтобы осмотреться, разговаривать с разными чинами и т. д. Воронцов не мог сразу же переодеть его в форму российского прапорщика и отправить с отрядом против Шамиля. Для этого и была разыграна сцена с арестом семьи.

– Получается, что и история об их ссоре из-за определения преемника неправда?

– Да не было у них никаких разногласий! Не менее образованные, не менее умные, не менее влиятельные, чем Хаджи-Мурад, немало людей было около Шамиля, достойных на роль его преемника.

Хаджи-Мурад и Толстой

– Но Толстой в своей повести «Хаджи-Мурат» постоянно акцентирует внимание читателей на том, что он был вторым лицом после Шамиля.

– Он вовсе не был вторым лицом. Он был таким же наибом, как и все остальные. Толстой очень правдоподобно описывает события и персонажи Кавказской войны, но вся эта книга написана для одной цели: убедить всех нас в том, что ВТОРОЕ ЛИЦО ИМАМАТА ОСОЗНАЛО ВСЮ БЕСПОЛЕЗНОСТЬ ГАЗАВАТА И ПЕРЕШЛО ПОД ПОКРОВИТЕЛЬСТВО РОССИИ. Для них это было очень важно. Мол, самый умный, образованный, храбрый человек осознал бессмысленность борьбы и сдался. А Шамиль и остальные «дикари» не понимают этого и не сдаются. Ещё обрати внимание: Толстой хвалит Хаджи-Мурада и возносит, но в конце подчёркивает, что он всё же совершил подлость. ПОДЛОСТЬ! Понимаешь? Подлостью это было бы, если бы он действительно перебегал к врагу. Я хотел бы задать вопрос Толстому: почему же Хаджи-Мурад возвращался обратно к Шамилю, убивая солдат, сжигая навечно за собой все мосты? Тем более, зная, что его будут казнить по возвращении как предателя.

– Он же вроде возвращался за своей семьёй.

– А как он хотел один, без солдат и без помощи, отобрать у Шамиля семью? Даже при помощи солдат это было невозможно, не то, что он один справился бы с армией храбрых горцев. Тем более не смог бы выкрасть, потому, что держали их разрозненно и одновременно освободить всю семью просто физически никто не справился бы. Не было у него никаких шансов.

– Но зачем такому известному и к тому же далеко не бедному писателю приезжать в Дагестан и сочинять толстенную книгу с заведомо ложной пропагандой?

– Несомненно, это был политический заказ «сверху». Обрати внимание, как Толстой начинает свою повесть: он идёт по полю, хочет сорвать цветок и вспомнил о Хаджи-Мураде. Это очень ловкий ход, чтобы читатель не спросил, почему Толстой начал писать «Хаджи-Мурата»?

– Почему именно Толстой?

– Только он справился бы с такой важнейшей для империи задачей. Убедить читателей в предательстве Хаджи-Мурада мог и должен был только талантливейший писатель.

– Свободный писатель пошёл на поводу у властей?

– Не забывай, что Лев Николаевич был ещё и помещиком, и у него слюни текли по Кавказской земле.

– Ему предложили опорочить героя Кавказа взамен земель на Кавказе?

– Скорее всего. Писатель сначала создаёт произведение, а потом остаётся лишь техническая часть по шлифовке текста и устранению ошибок. А он восемь раз переписывал «Хаджи-Мурата», видимо, чтобы замаскировать заказной характер. Толстой умер, так и не закончив свою последнюю работу, а повесть вышла в свет после доработки в кабинетах имперской цензуры.

– Он подгонял всю книгу под одну мысль о предательстве?

– Конечно.

– Зачем? Что хотели власти от его «Хаджи-Мурата»?

– После гибели, Хаджи-Мурад стал настоящим героем, о нём рассказывали истории, воспитывавшие в сердцах молодёжи Кавказа отвагу, честь, храбрость, военную инициативность. А для усмирения «немирных» народов, в первую очередь уничтожают их героев, а затем уничтожают их культуру. Хотя стоит отметить, что перед смертью Толстой отказался от богатства и понял бессмысленность материального. Я думаю, что он по этой причине и не докончил свою пропагандистскую повесть. Кроме того, мы не должны забывать, что «Хаджи-Мурат» – это художественное произведение, а не исторический документ.

- Ну, допустим, Толстой был помещиком, а Расул Гамзатов в своей поэме описывающий как из-за назначения преемника по вине доносчика поссорились Шамиль и его наиб, что хотел получить?

- Я не думаю, что Расул не знал истину, но он всегда остро чувствовал, чего от него ждут советские читатели. Вся эта поэма не более чем художественный вымысел. Она написана, как мне кажется, чтобы оградить скрытую в повести Толстого идею от иного взгляда на неё. Исторические документы, характеристики разных людей того периода дают нам неоспоримые доказательства, что какой-то нечестивец-доносчик не имел ни малейшего шанса обмануть ни Шамиля, ни Хаджи-Мурада. Послушай, что пишет о Шамиле профессор Тель-Авивского университета Моше Гаммер: «…способность Шамиля видеть и слышать людей на расстоянии, что теперь называется телепатией, и особенно предчувствовать приход визитёров и причину, по которой они к нему должны явиться, была явлением уникальным». «Когда кто-нибудь из знакомых ему людей имеет до него важную или экстренную надобность, побуждающую его искать с ним свидания, и он отправляется уже для этого из своего дома, то, хотя бы он был за десятки вёрст, Шамиль это чувствует». А. Руновский, «Записки о Шамиле».

Предатель или герой?

– У нас некоторые говорят о Хаджи-Мураде как о разбойнике…

– Это разговоры несведущих людей. Я тебе прочту отрывок из письма Воронцова: «...Хаджи-Мурад, действительно, был замечательный человек, смелости, можно сказать, безумной, не знающий страха, вместе с тем имевший много природной хитрости, совершенное знание Дагестана... Хаджи-Мурад умер отчаянным храбрецом, каковым и жил…». Если так о нём говорили его современники, то яснее ясного, что сегодняшние разговоры о разбойнике-злодее придуманные. Что касается набегов Хаджи-Мурада, то во время войны экономику противника надо уничтожать или конфисковать. Возьми историю любой войны, и ты увидишь, что причинение экономического ущерба врагу и его союзникам является одной из приоритетных задач воюющих.

– А те разговоры, что Шамиль потерял земли и людей с уходом Хаджи-Мурада и что, находясь в окружении в Гунибе, жалел о том, что не удержал рядом с собой верного наиба?

– Вслед за Хаджи-Мурадом к русским ушли только несколько человек из его сопровождения.

Шамиль, конечно, жалел о том, что с ним нет такого смелого и верного наиба. Может быть, его мучила совесть за то, что он тогда отпустил Хаджи-Мурада на такое опасное дело, оказавшееся для него смертельным.

– У нас на Кавказе всегда очень щепетильно относились к сохранению чести. Вряд ли наиб сам предложил стать предателем и, даже под страхом смерти, согласился бы опозорить своё имя на века.

– Он и не собирался позориться. Он думал только о победе и ничто не могло остановить его в борьбе за свободу. Поэт и переводчик Яков Козловский рассказывал мне о сохранившихся письмах Хаджи-Мурада из Тифлиса на родину. Эти письма, где описывается грузинская столица, не были адресованы Шамилю, но они до него доходили. Описывал настолько подробно, что перечислял, сколько магазинов тканей, какой площади, с каким ассортиментом и на какой улице находятся. Перечислял сколько тупов (рулонов) ситца имеются в каждом магазине и как они сложены.

– Это что: наводка на богатую добычу, или это придуманный в горах стиль кодирования сообщений?

– Вот именно! Шифрование! Хаджи-Мурад инакописанием передавал окольными путями Шамилю информацию о количестве, составе и расположении армии противника. Торговую информацию мог принести любой человек, ездивший на рынки в Грузию.

– Очень интересно, а где же эти письма?

– Какой ты наивный. Думаешь, нам покажут их. Если вообще не уничтожили уже.

Здесь я хочу обратить твоё внимание на один факт, которого никак не ожидали и Шамиль и Хаджи-Мурад. Старый и прозорливый граф Воронцов прекрасно понял, что семью «предателя» из плена не освободить, сразу же заподозрил что-то неладное, не поверил в искренность Хаджи-Мурада и фактически арестовал его, приставив к нему конную охрану, не давая сделать лишнего шага без сопровождения. Хаджи-Мурад несколько месяцев ждал принятия хоть какого-то решения со стороны русских, но, так и не дождавшись, решил вернуться обратно домой. Он знал, как к предателям относятся на Кавказе и тем более Шамиль. Поэтому, будучи предателем, он не вернулся бы назад кроме как с российской армией. Тем более нелепо выглядит бегство от русских к «врагу», убивая своих охранников и преследователей. Ведь для предателя имперская армия была бы единственным спасением.

– Получается, что вся эта история была стратегическим планом, составленным руководством Имамата с подачи самого Хаджи-Мурада. Но неужели не было человека «меньшего калибра», достойного пойти на разведку? Или перед наибом стояли другие задачи?

– Несомненно, важное место в миссии Хаджи-Мурада занимала и разведка. Но она была на третьем месте.

– А на первом и втором что было?

– Главной задачей Хаджи-Мурада было добиться от императора России перемирия на равных условиях (!). Он рассказывал русским о непоколебимости горцев, об их боевом духе, о нежелании подчинятся кому бы то ни было, о том что Шамиля может победить только он! Этим Хаджи-Мурад убеждал штаб Воронцова в бесполезности ведения войны и в беспомощности всей их имперской машины на склонах Имамата.

Если этот план не сработает, он хотел добиться передачи в его распоряжение как можно большей военной силы и привести эти войска в такие дебри Кавказских гор, откуда они никогда не вернулись бы.

– Вроде второй Даргойской кампании?

– Эта кампания стала бы страшнее и позорнее для императорской армии. Но подозрительность Воронцова всё осложнило, что и стоило бесстрашному Хаджи-Мураду жизни. Он был глубоко верующим человеком и только такие могут отдать жизнь ради высоких идеалов. Он был кристально чистым, преданным делу за свободу Кавказа человеком, готовым пожертвовать бренным ради вечного.

P.S. Кстати, в той же Кунсткамере хранятся черепа и других героев Кавказской войны. В их числе череп наиба Идриса, голову которого собственноручно отрезал и привёз в Петербург тот самый хирург-гуманист Пирогов, которому благодарные дагестанцы воздвигли памятник в Махачкале.

Я и раньше говорил и сейчас повторяю: пока черепа Хаджи-Мурада и других шахидов не соединят с их останками и не похоронят, на Кавказе смута не закончится. И пока Ленина не вынесут из Мавзолея и в России стенания не прекратятся.

И ещё послушай несколько отрывков из разных источников:

• «Смерть Хаджи-Мурада оставила навсегда неразгаданным невольный вопрос: было ли его бегство к нам и обратно хитро продуманною, с ведома Шамиля, комбинациею…». А. Зиссерман, царский офицер.

• «Многие историки считают, что Хаджи-Мурад выступал против Шамиля, однако это не так. Хаджи-Мурад был одним из самых верных наибов Шамиля и служил ему до конца своей жизни». Из энциклопедии Википедия.

• «… бежал в 1851 г. в Чечню и притворно сдался русским властям…. Мнимая измена его обнаружилась на следующий год, когда он сделал попытку бежать в горы и на дороге был убит в смелой схватке с казаками». «Русская старина», том XXX.

• «… Хасай передал мне, что он получил от Гинал-Бека письмо, якобы Хаджи-Мурад нас обманывает, и что он вышел к нам по соглашению с Шамилём, чтобы устроить нам несколько неприятных дел и возвратиться в горы». Воронцов Барятинскому.

• «Есть люди, которые утверждают, будто бегство Хаджи-Мурада было заранее устроено между ним и Шамилём». Воронцов Барятинскому.

• «Он был очень популярен не столько по своему религиозному фанатизму, сколько по ненависти к русским». Барятинский Воронцову.

• «Собственные религиозные убеждения Хаджи-Мурада были искренние и стали бы затруднением для нас впоследствии». Воронцов Долгорукову.

• «Хорошо, что так кончилось. Вот новое доказательство, как следует доверять этим коварным разбойникам!» Резолюция Николая Перового на донесении о гибели Хаджи-Мурада.

• Между тем царское правительство предполагало воспользоваться популярностью Хаджи-Мурада среди горцев для привлечения их на свою сторону. Видя подозрительное отношение русских к себе, Хаджи-Мурад сделал попытку бежать в горы и погиб в стычке с превосходящими силами казаков и горской милиции в районе с. Нуха (Азербайджан). Вокруг его мертвого тела лежали мертвыми 21 человек заколотые его кинжалом. Даже после того как он испустил дух он не упустил из рук свой кинжал.На его теле насчитали 11 пулевых ран, которых он заткнул лоскутами из материи, чтоб избежать кровопотери.

взято с сайта Доного Хаджимурата http://www.gazavat.ru/history3.php?rub=32&art=538

  • +4chudojnik (хороший человек) 13 июля 2012 в 22:37

    Сына в честь Хаджи- Мурада назову Иншалла

    • 0isma_magomedov (ismail) 13 июля 2012 в 22:41

      Хороший человек,ты мою мысль озвучил =) Сам жду=)

    • +2Shamik2012 (Шамиль) 13 июля 2012 в 22:48

      При том , что мой отец был атеистом, меня все равно назвали Шамилем, в честь имама. И брата назвали Гаджимурад. Ему это имя подходит.

      • +1isma_magomedov (ismail) 13 июля 2012 в 22:49

        Ему может быть.Но ты,если верить твоему образу который создал на сайте,очень редко вспоминаешь в честь кого тебя назвали.

        • 0Shamik2012 (Шамиль) 13 июля 2012 в 22:51

          Возможно ты прав. Но я говорил, что никому не подражаю и думаю своей головой. А то, что дедушка так назвал, я не виноват.

          • 0isma_magomedov (ismail) 13 июля 2012 в 22:59

            Твое право,конечно.Не спорю.На всякий случай,не распространяйся особо в честь кого тебя отец назвал. Герхард,Фридрих,их бин Бруно...сколько замечательных имен есть смотри немецких.

            • 0Shamik2012 (Шамиль) 13 июля 2012 в 23:02

              Мама называла ГЕВО , бабушка Гехваса . в Кизляре жил среди русских, все мило называли Сашей . Одноклассники: Шамик, Шмель. Сестра прикалывается - Шамсият. Все норма)))

              • 0isma_magomedov (ismail) 13 июля 2012 в 23:15

                =)))) Шамсият,сестренка приколистка у тебя =)

            • 0Shamik2012 (Шамиль) 13 июля 2012 в 23:03

              мне имя Вильгельм нравится, но имя меня не буду . Пусть обращаются по паспорту.

  • +2HUMUR (Shah) 13 июля 2012 в 22:38

    Известно, что Шамиль (мир ему!) печалился о потере своего лучшего наиба и трагический исход дела отчасти связывал с его уходом и смертью.

    Читал это интервью, Адалло знает немало об истории тех и даже более древних лет, но подтвердить или опровергнуть его версию ещё предстоит. Хаджимурад был из "рода Хунз", он надеялся возродить былое величие Аварии и в восхождении Имамата он видел эту возможность. Но убийство ханской семьи, которая после смерти Уммахана Великого прервала свои древние корни, заставило его выступить вначале против Гамзатбека, тем самым затруднив его отношения с самим Имаматом.

    • +1isma_magomedov (ismail) 13 июля 2012 в 22:45

      Одним из выдающихся качеств Хаджимурада была верность.Этот человек столько прошел рядом с Шамилем,я тоже уверен,что никогда они друг другу не сделали бы того,о чем нам ведает история.
      Опровергнуть или подтвердить конечно нелегко,с такой кучей противоречивостей.
      То есть Шах,ты имеешь ввиду,что на протяжении всего времени этого,он строил планы по поводу Хунзаха? Может быть,но стоило ли предавать?

      • 0isma_magomedov (ismail) 13 июля 2012 в 22:46

        ...ради этого и зачем?

        • 0HUMUR (Shah) 13 июля 2012 в 23:01

          Хунзах был важнейшей частью в стратегических планах Имамата и так или иначе им, а значит и почти всей Аварией должен был управлять Хаджимурад, при этом и Шамиль и русские возлагали на него свои надежды. Царская администрация, поняв, что Хаджимурад всё же предан народу больше чем царю и его наместникам, отказалась возлагать на него санкцию правителя Аварии в результате известных интриг.

          • 0isma_magomedov (ismail) 13 июля 2012 в 23:03

            Еще вопрос - а что по твоему означал его предсмертный шаг?

            • +1HUMUR (Shah) 13 июля 2012 в 23:05

              какой именно?

              • 0isma_magomedov (ismail) 13 июля 2012 в 23:08

                Когда его убили полицейские.

                • 0HUMUR (Shah) 13 июля 2012 в 23:18

                  если ты имеешь ввиду тот шаг, когда он вооружённый кинжалом пошёл в атаку на вооружённых стрелковым оружием казаков и прочих, то это объясняется его беззаветной храбростью.
                  а если ты спрашиваешь, почему он пошёл против русских, зачем решил уйти в горы, то скорее всего он шёл за своей семьёй или пытался примкнуть к Шамилю, что уже близко к версии Адалло..

                  • 0isma_magomedov (ismail) 13 июля 2012 в 23:22

                    Ну да,вот этот момент. Когда он понял,что их план разоблачен,когда его спутники уже были в курсе его намерений и может даже его хотели убить за это. Тогда он бросился в прорыв.

          • 0HUMUR (Shah) 13 июля 2012 в 23:04

            а был разлад с Шамилём или нет, трудно судить

  • 0ruslan85 (Руслан) 13 июля 2012 в 22:42

    На счёт переводчиков Гамзатова: отчасти лишь правда. Если бы переводчики выполнили своё дело коряво, то могли Расулу всё испортить. А на счёт Хаджи-Мурада: ох, запутали совсем. Сколько ещё теорий появится, неизвестно.

Комментировать
Яндекс.Метрика Правообладателям · F.A.Q. · Пользовательское соглашение · О проекте · Реклама на сайте · Инвесторам
© 2009–2018 Мой Дагестан. Для лиц старше 18 лет. Пишите: admin@moidagestan.ru
Из кэша: 0.022773 сек.