0Аналитика / Суд по шариату: за и против
Без малого половина (42 процента) опрошенных социологами молодых дагестанцев с интересом и даже симпатией относятся к законам шариата как к альтернативе существующей судебной системы. Об этом свидетельствует социологический опрос, проведенный рабочей Группой мониторинга молодежной среды при Комитете правительства Дагестана по делам религий и недавно обнародованный руководителем группы Русланом Гереевым на сайте информагентства «Регнум».
Оговоримся сразу: молодежь интересует применение шариата как правовой системы отнюдь не в целом по стране, в населенных преимущественно мусульманами регионах, а внутри отдельно взятой северокавказской республики – Дагестана. Более того, значительная часть молодых дагестанцев считает, что развитие республики должно происходить по модели развитых султанатов, таких как Оман и Бруней. Но такая тенденция в дагестанском обществе вызвана, по мнению социологов, не привлекательностью ислама как такового, а скорее, непривлекательностью и бесперспективностью нынешней ситуации.
«Это реакция на существующее положение дел в республике, которым не удовлетворены и раздражены многие дагестанцы. Теоретизировать по этому поводу простые люди, как правило, не могут, или не хотят. Ислам представляется им в идеальном образе, как утопическая система, которая в жизни им не ведома», – говорит Энвер Кисриев, заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН. По его мнению, «других образцов для подражания и следования им у молодых людей чаще всего просто нет, остается только воображаемая и идеализированная система исламского шариата».
Надо сказать, что еще год назад сочувствующих шариату было меньше – 36 процентов, причем, по мнению специалистов, тенденция к росту популярности норм шариата в молодежной среде сохранится и в ближайшем будущем. И это при том, что о самом термине «шариат» в православной (с географической точки зрения) части России сложилось исключительно негативное представление.
Чем же объяснить подобные настроения в молодежной среде? Сделать это вне контекста общих процессов исламизации в Дагестане довольно сложно. В 1990-е годы под «исламским возрождением» подразумевалось, в первую очередь, возрождение суфийских братств или тарикатов. Но сегодня религиозный призыв в Дагестане зачастую принимает форму идеологического соперничества и конкуренции между различными группами и общинами. Дополнительным дестабилизирующим фактором являются неприязненные отношения одних тарикатских общин с другими. Отношения между ними складываются крайне сложно. Последнее громкое убийство суфийского шейха Хурикского тому пример. Так, в почерке этого преступления, поведении и внешнем облике убийц некоторые эксперты усмотрели отличительные символы конкурирующих суфийских общин.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. До 1917 года на Северном Кавказе параллельно существовали три системы права: адаты, шариат и российские законы. Царская администрация допускала, за исключением уголовно-правовой сферы, применение шариата. В области гражданского, семейного и других областей права российское законодательство применялось только по желанию одной или обеих спорящих сторон. После Октябрьской революции власти начали постепенную ломку местных традиций. В 1927 году в Дагестане было запрещено судопроизводство по шариату, действовавший до этого шариатский суд был упразднен, а его председатель – репрессирован. В результате этих мер, прежние юридические обычаи стали исчезать, другие ушли в подполье, иные видоизменились, приняв компромиссный вид.
Хотим мы того или нет, но система религиозных институтов для обычных дагестанцев зачастую становится более привлекательной, чем обучение в общеобразовательных школах и университетах. Посещение исламских школ при мечетях приобретает массовый характер. Существует в республике и определённый круг молодых интеллектуалов, которые убеждены, что в сложившейся ситуации, когда большинство общественных и государственных органов, включая и судебные, действуют неэффективно и поражены коррупцией, наилучшим решением для дагестанского общества будет введение шариата.
СПРАВКА. Шариат в дословном переводе с арабского означает «прямой путь повеления», по сути, это свод установлений и предписаний, обязательных для мусульманина. В отличие от фикха (свода мусульманских правовых норм, значительная часть которых является плодом человеческой интерпретации Священных текстов), шариат является Божественным правом, поскольку основан на Слове Всевышнего – Коране. В повседневной жизни эти два понятия часто смешиваются и под шариатом понимают как сам шариат, так и фикх.
Одной из главных причин растущей популярности шариата, и не только в молодежной среде, является развитая система учреждений исламских организаций: практически в каждом населенном пункте есть мечеть, медресе; ведется вещание теле— и радиопередач на исламскую тематику. Неудивительно, что все это позволяет шариату все глубже проникать в ткань дагестанского общества и претендовать на то, чтобы решать с его помощью практически любые возникающие у мусульман вопросы.
Например, в одной из махачкалинских мечетей во время пятничной молитвы был пойман человек, воровавший обувь. Но прежде, чем доставить в полицию, его приковали к дереву во дворе мечети в назидание остальным прихожанам. Нередки случаи, когда судьи признают по гражданским делам в качестве доказательств документы, полученные от мечетей – например, свидетельства о браке.
По мнению известного в Дагестане юриста Расула Кадиева, «если дагестанцы применяют нормы шариата в разрешении конфликтов, следовательно, эти нормы действуют». Свои слова он подкрепляет тем фактом, что люди все чаще стали обращаться в мечети, чтобы разрешить свой спор по нормам шариата. Скажем, если умирает супруг, у которого было три жены (чего греха таить, нередко встречается и такое), то по закону все наследство получает только та, с которой брак зарегистрирован официально. Однако, если все три супруги обращаются для разрешения своего спора к имаму мечети, он может разделить имущество покойного между ними по нормам шариата. А учитывая, что мечеть находится совсем рядом, и дела там ведутся без бюрократических проволочек, то и оказываются они вне конкуренции по сравнению с государственными судами.
В то же время, по мнению профессора Дагестанского госуниверситета, доктора философских наук Салиха Муслимова, шариатские суды не всегда объективны в своих решениях. По его мнению, такая форма суда доказала свою несостоятельность: «Шариатские суды даже в исламских странах не эффективны, они не дают желаемых результатов», – утверждает ученый. Хотя нельзя не согласиться с тем, что мусульманскому праву свойственно повышенное внимание не только к общеюридическим вопросам, но и к морально-нравственным нормам, выполнение которых являются желательным.
Вряд ли стоит опасаться, что гипотетическое введение определенных, пусть и ограниченных федеральным законодательством норм для шариатских судов приведет к повальному распространению шариатской системы правосудия. В современной России подобные «безобидные» прецеденты уже были: достаточно вспомнить действовавший в Санкт–Петербурге до его запрета в прошлом году «шариатский суд», решения которого не имели юридической силы, а носили скорей консультативный и рекомендательный характер. Даже президент Балтийской коллегии адвокатов Юрий Новолодский не усмотрел в этом «никаких сложностей». По его словам, российское правосудие можно смело отнести к правосудию неэффективному, решения которого зачастую просто не исполняются. «На этом фоне большое количество верующих мусульман, проживающих в городе на Неве, с радостью пойдут в шариатский суд».
И все же, вариант превращения мусульманского права в полноценную альтернативу российскому праву представляется крайне маловероятным. Поскольку даже при имаме Шамиле, на протяжении трех десятков лет железной рукой утверждавшего шариат в горах Кавказа, правосудие по исламу не получило у местного населения абсолютной поддержки.
Алихан Амрахов ("Настоящее время")
6 декабря 2011 © Кавказская политика503
+1Rasuli62 (Расул) 6 декабря 2011 в 23:52
Шариат - очень хорошо! но для некоторых невыгодно..как же потом будут воровать, прелюбодействовать, пить, понтоваться, ходить по улицам голыми, показушничать...поэтому и не хотят
+1dagtiger (Аслан) 6 декабря 2011 в 23:52
Так и будут)) Шариат не панацея)
0Rasuli62 (Расул) 6 декабря 2011 в 23:57
если применять Шариат во всей красе, уверяю редко кто будет...
0Aktrissa (Майя) 7 декабря 2011 в 00:49
Если бы , да кабы ... . Если бы законы применять по всей строгости , если бы родственники убийц не отмазывали их , если продажных судей небыло бы ...
+2BahorKhan (Бахор) 7 декабря 2011 в 04:41
вот именно, если бы применять уголовное право во всей красе, то тоже вряд ли кто будет воровать.
0nurudin75 (нурудин) 7 декабря 2011 в 09:25
Как нибудь на досуге прочитай конституцию россии и уголовный кодекс. Уверяю, любой мало-мальски сознательный человек найдет кучу несоответствий. Вот этим и отличается шариат от светских законов. Наверное никто не станет с пеной у рта доказывать что новая дума будет работать исключительно на благо страны. И чем больше будет недовольных властью (в том числе и результатами последних выборов) тем больше людей будут искать правду и справедливось в альтернативных судах (в данном случае - шариат).
+1kunak (Арчи) 8 декабря 2011 в 17:11
...а можно несколько примеров несоответствия привести?
+1r_kamb (Руслан) 9 декабря 2011 в 17:46
+
0nurudin75 (нурудин) 10 декабря 2011 в 02:39
Запросто... Каждый человек имеет право избирать и быть избранным... Это на сегодняшний день самое актуальное несоответствие... А если хочешь более подробно, рекомендую взять в руки конституцию и уголовный кодекс рф и внимательно их прочитать...
0kunak (Арчи) 10 декабря 2011 в 10:59
Брат, прежде чем писать подумать же надо!((( В чём несоответствие статей то, ты так и не написал? Но я понял о чём ты хочешь сказать так запросто - о нарушении закона при выборах. Теперь вопрос: "Несоответствие закона" и "Нарушение закона", это одно и то же?
0nurudin75 (нурудин) 10 декабря 2011 в 13:12
По конституции ты выбираешь КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА, и если он не выполняет свою работу можешь отозвать. У нас действует конституция написанная в 1996 году. А все остальные законы позже, и периодически обновляются. И изменив положение о выборах в пользу партий напрямую нарушается конституция. Добавь туда же отмену графы против всех, и получается что все остальные избиратели, чьи интересы не представленны допущенными на выборы партиями, автоматически лишаются своего конституционного права
0kunak (Арчи) 10 декабря 2011 в 13:34
Ты конкретно напиши, какая статья противоречит другой статье или положению, а то уже второй день говоришь об огромном количестве "дыр" в законе, а примеры конкретные не приводишь. Я согласен несоответствия встречаются, но очень редко и чаще всего это нормативные акты наименьшей юридической силы, не имеющие глобального влияния.
0nurudin75 (нурудин) 10 декабря 2011 в 13:41
У нас нет закона. Вместо нее большая черная дыра. В данный момент я в отъезде и не имею под рукой свод законов и кодексов. Так что обойдешься общими понятиями. И не надо буквоедством заниматься
0kunak (Арчи) 10 декабря 2011 в 14:12
Даже если тебе все законы страны дать в руки, лично ты ничего там не найдёшь, это понятно по ходу твоих мыслей в ответах. Дыры в законе даже не каждый юрист определит, а ты тут про любого мало-мальски сознательного человека говоришь. За два дня ни одного близкого к вопросу ответа от тебя не получил, а в конце оказалось, что обойдусь "общими понятиями". И спазибо за хамство сторонник шариата и Ислама.
0nurudin75 (нурудин) 10 декабря 2011 в 13:15
И еще один тебе повод подумать. То что ты называешь нарушением закона, фактически является попытка, и причем успешная, создания авторитарного, монократического государства. Рекомендую прочитать учебник по теории государства и права...
0kunak (Арчи) 10 декабря 2011 в 13:23
Это совсем другая тема, она не имеет ни чего общего с противоречиями в законе, которые "любой мало-мальски сознательный человек найдет кучу".
0nurudin75 (нурудин) 10 декабря 2011 в 13:35
По твоему закон, согласно которого нет порога явки, где для того чтобы выбрать условного депутата от партии за справедливую тетю майсарат, где достаточно чтоб к урне подошел он сам и его жена не противоречит конституции? Тогда мы живем в самой демократической стране мира, и лесные не лесные, а егеря. )))
0kunak (Арчи) 10 декабря 2011 в 14:16
Ничего не понял, что ты хотел скзать. Но больше обсуждать не хочу эту тему с тобой. Надеюсь общение принесёт пользу нам обоим.
0kunak (Арчи) 10 декабря 2011 в 14:37
http://www.youtube.com/watch?v=4I7-7oIkm8g&feature=g-logo
0kunak (Арчи) 10 декабря 2011 в 14:38
http://www.youtube.com/watch?v=2zPOhv0kpDQ&feature=g-logo