ВКонтакте

Тут обсуждают

Блоги

С днём 8 Марта! Международный женский день!
withoutreverse (old man)
don't worrEEE, be хьинчи
highlander05 (-------->)
Лечь бы на дно как подводная лодка....!
Rozgdennyi (Александр)
Аааа..... Кавказская кухня ).!
Rozgdennyi (Александр)
Здравствуйте! ) Жители "МойДага! Задумка была такая....
Rozgdennyi (Александр)

Автообъявления

Дагестанская
музыка

Назлу джейранШтул группа
Эхо мечтыДаниэль Гарунов
МухюббатЭльвира Ахмедханова
Избранники аллахаМашидат Омарасхабова
ВостокDj Nariman
Загрузить свою музыку

Знаменитые дагестанцы

Ацаев Саид Абдурахманович (Саид-афанди Чиркейский)

Ацаев
Саид Абдурахманович (Саид-афанди Чиркейский)

1.01.1937

Суфийский шейх накшубандийского и шазилийского тарикатов.

Вынужден был бросить школу после 7-го класса, чтобы кормить семью

Помогупоследнее

Новости

0Аналитика / Суд по шариату: за и против

© islamdag.ru [1/1]

Без малого половина (42 процента) опрошенных социологами молодых дагестанцев с интересом и даже симпатией относятся к законам шариата как к альтернативе существующей судебной системы. Об этом свидетельствует социологический опрос, проведенный рабочей Группой мониторинга молодежной среды при Комитете правительства Дагестана по делам религий и недавно обнародованный руководителем группы Русланом Гереевым на сайте информагентства «Регнум».

Оговоримся сразу: молодежь интересует применение шариата как правовой системы отнюдь не в целом по стране, в населенных преимущественно мусульманами регионах, а внутри отдельно взятой северокавказской республики – Дагестана. Более того, значительная часть молодых дагестанцев считает, что развитие республики должно происходить по модели развитых султанатов, таких как Оман и Бруней. Но такая тенденция в дагестанском обществе вызвана, по мнению социологов, не привлекательностью ислама как такового, а скорее, непривлекательностью и бесперспективностью нынешней ситуации.

«Это реакция на существующее положение дел в республике, которым не удовлетворены и раздражены многие дагестанцы. Теоретизировать по этому поводу простые люди, как правило, не могут, или не хотят. Ислам представляется им в идеальном образе, как утопическая система, которая в жизни им не ведома», – говорит Энвер Кисриев, заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН. По его мнению, «других образцов для подражания и следования им у молодых людей чаще всего просто нет, остается только воображаемая и идеализированная система исламского шариата».

Надо сказать, что еще год назад сочувствующих шариату было меньше – 36 процентов, причем, по мнению специалистов, тенденция к росту популярности норм шариата в молодежной среде сохранится и в ближайшем будущем. И это при том, что о самом термине «шариат» в православной (с географической точки зрения) части России сложилось исключительно негативное представление.

Чем же объяснить подобные настроения в молодежной среде? Сделать это вне контекста общих процессов исламизации в Дагестане довольно сложно. В 1990-е годы под «исламским возрождением» подразумевалось, в первую очередь, возрождение суфийских братств или тарикатов. Но сегодня религиозный призыв в Дагестане зачастую принимает форму идеологического соперничества и конкуренции между различными группами и общинами. Дополнительным дестабилизирующим фактором являются неприязненные отношения одних тарикатских общин с другими. Отношения между ними складываются крайне сложно. Последнее громкое убийство суфийского шейха Хурикского тому пример. Так, в почерке этого преступления, поведении и внешнем облике убийц некоторые эксперты усмотрели отличительные символы конкурирующих суфийских общин.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. До 1917 года на Северном Кавказе параллельно существовали три системы права: адаты, шариат и российские законы. Царская администрация допускала, за исключением уголовно-правовой сферы, применение шариата. В области гражданского, семейного и других областей права российское законодательство применялось только по желанию одной или обеих спорящих сторон. После Октябрьской революции власти начали постепенную ломку местных традиций. В 1927 году в Дагестане было запрещено судопроизводство по шариату, действовавший до этого шариатский суд был упразднен, а его председатель – репрессирован. В результате этих мер, прежние юридические обычаи стали исчезать, другие ушли в подполье, иные видоизменились, приняв компромиссный вид.

Хотим мы того или нет, но система религиозных институтов для обычных дагестанцев зачастую становится более привлекательной, чем обучение в общеобразовательных школах и университетах. Посещение исламских школ при мечетях приобретает массовый характер. Существует в республике и определённый круг молодых интеллектуалов, которые убеждены, что в сложившейся ситуации, когда большинство общественных и государственных органов, включая и судебные, действуют неэффективно и поражены коррупцией, наилучшим решением для дагестанского общества будет введение шариата.

СПРАВКА. Шариат в дословном переводе с арабского означает «прямой путь повеления», по сути, это свод установлений и предписаний, обязательных для мусульманина. В отличие от фикха (свода мусульманских правовых норм, значительная часть которых является плодом человеческой интерпретации Священных текстов), шариат является Божественным правом, поскольку основан на Слове Всевышнего – Коране. В повседневной жизни эти два понятия часто смешиваются и под шариатом понимают как сам шариат, так и фикх.

Одной из главных причин растущей популярности шариата, и не только в молодежной среде, является развитая система учреждений исламских организаций: практически в каждом населенном пункте есть мечеть, медресе; ведется вещание теле— и радиопередач на исламскую тематику. Неудивительно, что все это позволяет шариату все глубже проникать в ткань дагестанского общества и претендовать на то, чтобы решать с его помощью практически любые возникающие у мусульман вопросы.

Например, в одной из махачкалинских мечетей во время пятничной молитвы был пойман человек, воровавший обувь. Но прежде, чем доставить в полицию, его приковали к дереву во дворе мечети в назидание остальным прихожанам. Нередки случаи, когда судьи признают по гражданским делам в качестве доказательств документы, полученные от мечетей – например, свидетельства о браке.

По мнению известного в Дагестане юриста Расула Кадиева, «если дагестанцы применяют нормы шариата в разрешении конфликтов, следовательно, эти нормы действуют». Свои слова он подкрепляет тем фактом, что люди все чаще стали обращаться в мечети, чтобы разрешить свой спор по нормам шариата. Скажем, если умирает супруг, у которого было три жены (чего греха таить, нередко встречается и такое), то по закону все наследство получает только та, с которой брак зарегистрирован официально. Однако, если все три супруги обращаются для разрешения своего спора к имаму мечети, он может разделить имущество покойного между ними по нормам шариата. А учитывая, что мечеть находится совсем рядом, и дела там ведутся без бюрократических проволочек, то и оказываются они вне конкуренции по сравнению с государственными судами.

В то же время, по мнению профессора Дагестанского госуниверситета, доктора философских наук Салиха Муслимова, шариатские суды не всегда объективны в своих решениях. По его мнению, такая форма суда доказала свою несостоятельность: «Шариатские суды даже в исламских странах не эффективны, они не дают желаемых результатов», – утверждает ученый. Хотя нельзя не согласиться с тем, что мусульманскому праву свойственно повышенное внимание не только к общеюридическим вопросам, но и к морально-нравственным нормам, выполнение которых являются желательным.

Вряд ли стоит опасаться, что гипотетическое введение определенных, пусть и ограниченных федеральным законодательством норм для шариатских судов приведет к повальному распространению шариатской системы правосудия. В современной России подобные «безобидные» прецеденты уже были: достаточно вспомнить действовавший в Санкт–Петербурге до его запрета в прошлом году «шариатский суд», решения которого не имели юридической силы, а носили скорей консультативный и рекомендательный характер. Даже президент Балтийской коллегии адвокатов Юрий Новолодский не усмотрел в этом «никаких сложностей». По его словам, российское правосудие можно смело отнести к правосудию неэффективному, решения которого зачастую просто не исполняются. «На этом фоне большое количество верующих мусульман, проживающих в городе на Неве, с радостью пойдут в шариатский суд».

И все же, вариант превращения мусульманского права в полноценную альтернативу российскому праву представляется крайне маловероятным. Поскольку даже при имаме Шамиле, на протяжении трех десятков лет железной рукой утверждавшего шариат в горах Кавказа, правосудие по исламу не получило у местного населения абсолютной поддержки.

Алихан Амрахов ("Настоящее время")

  • +1Rasuli62 (Расул) 6 декабря 2011 в 23:52

    Шариат - очень хорошо! но для некоторых невыгодно..как же потом будут воровать, прелюбодействовать, пить, понтоваться, ходить по улицам голыми, показушничать...поэтому и не хотят

    • +1dagtiger (Аслан) 6 декабря 2011 в 23:52

      Так и будут)) Шариат не панацея)

      • 0Rasuli62 (Расул) 6 декабря 2011 в 23:57

        если применять Шариат во всей красе, уверяю редко кто будет...

        • 0Aktrissa (Майя) 7 декабря 2011 в 00:49

          Если бы , да кабы ... . Если бы законы применять по всей строгости , если бы родственники убийц не отмазывали их , если продажных судей небыло бы ...

          • +2BahorKhan (Бахор) 7 декабря 2011 в 04:41

            вот именно, если бы применять уголовное право во всей красе, то тоже вряд ли кто будет воровать.

          • 0nurudin75 (нурудин) 7 декабря 2011 в 09:25

            Как нибудь на досуге прочитай конституцию россии и уголовный кодекс. Уверяю, любой мало-мальски сознательный человек найдет кучу несоответствий. Вот этим и отличается шариат от светских законов. Наверное никто не станет с пеной у рта доказывать что новая дума будет работать исключительно на благо страны. И чем больше будет недовольных властью (в том числе и результатами последних выборов) тем больше людей будут искать правду и справедливось в альтернативных судах (в данном случае - шариат).

            • +1kunak (Арчи) 8 декабря 2011 в 17:11

              ...а можно несколько примеров несоответствия привести?

              • +1r_kamb (Руслан) 9 декабря 2011 в 17:46

                +

              • 0nurudin75 (нурудин) 10 декабря 2011 в 02:39

                Запросто... Каждый человек имеет право избирать и быть избранным... Это на сегодняшний день самое актуальное несоответствие... А если хочешь более подробно, рекомендую взять в руки конституцию и уголовный кодекс рф и внимательно их прочитать...

                • 0kunak (Арчи) 10 декабря 2011 в 10:59

                  Брат, прежде чем писать подумать же надо!((( В чём несоответствие статей то, ты так и не написал? Но я понял о чём ты хочешь сказать так запросто - о нарушении закона при выборах. Теперь вопрос: "Несоответствие закона" и "Нарушение закона", это одно и то же?

                  • 0nurudin75 (нурудин) 10 декабря 2011 в 13:12

                    По конституции ты выбираешь КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА, и если он не выполняет свою работу можешь отозвать. У нас действует конституция написанная в 1996 году. А все остальные законы позже, и периодически обновляются. И изменив положение о выборах в пользу партий напрямую нарушается конституция. Добавь туда же отмену графы против всех, и получается что все остальные избиратели, чьи интересы не представленны допущенными на выборы партиями, автоматически лишаются своего конституционного права

                    • 0kunak (Арчи) 10 декабря 2011 в 13:34

                      Ты конкретно напиши, какая статья противоречит другой статье или положению, а то уже второй день говоришь об огромном количестве "дыр" в законе, а примеры конкретные не приводишь. Я согласен несоответствия встречаются, но очень редко и чаще всего это нормативные акты наименьшей юридической силы, не имеющие глобального влияния.

                      • 0nurudin75 (нурудин) 10 декабря 2011 в 13:41

                        У нас нет закона. Вместо нее большая черная дыра. В данный момент я в отъезде и не имею под рукой свод законов и кодексов. Так что обойдешься общими понятиями. И не надо буквоедством заниматься

                        • 0kunak (Арчи) 10 декабря 2011 в 14:12

                          Даже если тебе все законы страны дать в руки, лично ты ничего там не найдёшь, это понятно по ходу твоих мыслей в ответах. Дыры в законе даже не каждый юрист определит, а ты тут про любого мало-мальски сознательного человека говоришь. За два дня ни одного близкого к вопросу ответа от тебя не получил, а в конце оказалось, что обойдусь "общими понятиями". И спазибо за хамство сторонник шариата и Ислама.

                  • 0nurudin75 (нурудин) 10 декабря 2011 в 13:15

                    И еще один тебе повод подумать. То что ты называешь нарушением закона, фактически является попытка, и причем успешная, создания авторитарного, монократического государства. Рекомендую прочитать учебник по теории государства и права...

                    • 0kunak (Арчи) 10 декабря 2011 в 13:23

                      Это совсем другая тема, она не имеет ни чего общего с противоречиями в законе, которые "любой мало-мальски сознательный человек найдет кучу".

                      • 0nurudin75 (нурудин) 10 декабря 2011 в 13:35

                        По твоему закон, согласно которого нет порога явки, где для того чтобы выбрать условного депутата от партии за справедливую тетю майсарат, где достаточно чтоб к урне подошел он сам и его жена не противоречит конституции? Тогда мы живем в самой демократической стране мира, и лесные не лесные, а егеря. )))

                        • 0kunak (Арчи) 10 декабря 2011 в 14:16

                          Ничего не понял, что ты хотел скзать. Но больше обсуждать не хочу эту тему с тобой. Надеюсь общение принесёт пользу нам обоим.

                • 0kunak (Арчи) 10 декабря 2011 в 14:37

                  http://www.youtube.com/watch?v=4I7-7oIkm8g&feature=g-logo

                • 0kunak (Арчи) 10 декабря 2011 в 14:38

                  http://www.youtube.com/watch?v=2zPOhv0kpDQ&feature=g-logo

Комментировать
Яндекс.Метрика Правообладателям · F.A.Q. · Пользовательское соглашение · О проекте · Реклама на сайте · Инвесторам · В Дагестане за сутки от COVID-19 умерли более 20 человек · В Дагестане за неделю от COVID-19 умерли более 90 человек · В Дагестане за сутки от коронавируса скончалось 16 человек
© 2009–2024 Мой Дагестан. Для лиц старше 18 лет. Пишите: admin@moidagestan.ru
Сгенерировано: 0.086058 сек.