ВКонтакте

Тут обсуждают

Блоги

Почему в Дагестане всех так интересует, кто когда женится или выйдет замуж?
pravda05 (pravda)
С днём 8 Марта! Международный женский день!
withoutreverse (old man)
don't worrEEE, be хьинчи
highlander05 (-------->)
Лечь бы на дно как подводная лодка....!
Rozgdennyi (Александр)
Аааа..... Кавказская кухня ).!
Rozgdennyi (Александр)

Автообъявления

Дагестанская
музыка

Не обижайсяАхмед Закариев
ЭльмираРухун
ТабасаранРукият Гамзатова
ВозвращаюсьТамара Закарьяева
Взгляни на меняРустам Ахмедханов и Альбина Казакмурзаева
Загрузить свою музыку

Знаменитые дагестанцы

Гафуров Абуталиб Гафурович

Гафуров
Абуталиб Гафурович

21.11.1882—21.11.1975

Народный поэт Дагестанской АССР

Первый сборник стихов Гафурова («Новый мир») вышел в 1934 году.

Города и сёла

Хасавюрт

Город

Культовые места

Площадь

Помогупоследнее

Новости

–1Аналитика / "Исламское примирение" и будущее Дагестана

© gereev.blogspot.com [1/1]

В Дагестане одним из центральных событий последних двух месяцев стало начало диалога между двумя основными ветвями ислама этой республики — суфийской и салафитской. Старт был дан в конце апреля, когда на большом собрании исламских лидеров и богословов этих двух направлений была достигнута первая публичная договоренность. Она включала в себя отказ от целого ряда взаимных обвинений и заверяла о готовности к мирному сосуществованию. Затем встречи такого же рода стали проводиться в дагестанских районах. В федеральных СМИ это событие прошло практически незамеченным. В дагестанских СМИ и особенно блогосфере оно, напротив, остается одной из самых обсуждаемых тем. Что же на самом деле произошло, и как это может повлиять на ситуацию в одном из самых нестабильных регионов РФ?

Договаривающиеся стороны

Попытки провести некий публичный диалог между разными представителями дагестанского ислама делались еще весной 2011 года. Нынешний диалог отличается от них двумя особенностями. Во-первых, тогда диалогу открыто содействовали региональные органы власти, а также некоторые федеральные структуры. Сейчас, по крайней мере внешне, диалог организован без их участия. Во-вторых, организаторы встреч весной 2011 года предпочитали четко не обозначать их участников как "стороны". Тогда, скорее, пытались создать некое подобие "открытой трибуны", доступ к которой получил бы по возможности более широкий спектр местного ислама. Теперь же прямо указывается, что диалог идет между Духовным управлением мусульман Дагестана (ДУМД) и Ассоциацией ученых "Ахль-Сунна" в Дагестане. Об этом говорится в итоговом документе апрельской встречи, в итоговых документах последовавших за ней "районных" встреч, в публикациях дагестанских СМИ на эту тему. И сами участники диалога в частных и публичных беседах признают, что это именно диалог между двумя организациями, а не некий аморфный "круглый стол", где каждый из участников говорит сам за себя. А значит, надо прежде всего понять, что сегодня представляет собой каждая из договаривающихся сторон.

Духовное управление мусульман Дагестана принято считать структурой, объединившей "традиционный" и "лояльный властям" ислам этого региона. Оба определения весьма условны. ДУМД — структура, которую формируют сторонники суфизма, крупнейшего мистического направления в исламе, основанного на духовном ученичестве у наставника-шейха. Однако доминирующим течением в дагестанском исламе суфизм (тарикатизм, как чаще называют его в Дагестане) сделался только в первой половине 19 века. Тесный союз ДУМД с властями республики стал зримым только в конце 1990-х, после убийства главы ДУМД — муфтия Мухаммадсаида-хаджи Абубакарова и активизации в республике ваххабитских анклавов. В 2010 году, когда главой Дагестана стал Магомедсалам Магомедов, власти фактически прекратили публичную поддержку ДУМД в его споре с оппонентами. Правда, и сейчас многие республиканские чиновники являются последователями (мюридами) того или иного суфийского шейха. Более того, они нередко афишируют этот свой статус. Однако трудно судить, указывает ли это на привластный статус ДУМД как организации. Взаимоотношения между различными дагестанскими шейхами не всегда просты, некоторые из них вовсе не признают авторитет друг друга. ДУМД ассоциируется в первую очередь с шейхом Саидом-эфенди Чиркейским и его учениками, а среди крупных республиканских чиновников, по нашим данным, есть и люди, близкие другим шейхам.

Ассоциация ученых "Ахль-Сунна" (полное арабское название: Ахль ас-Сунна ва-ль-джама'а "люди Сунны и единения") в Дагестане позиционирует себя как объединитель мусульман, не являющихся последователями суфизма. С доктринальной точки зрения, представители "Ахль-Сунны" повторяют все те же "антисуфийские" аргументы, которые звучали в Дагестане еще в начале и середине 90-х, когда разные исламские течения в регионе контактировали и диспутировали почти без всякого внимания со стороны государства. Сейчас, как и тогда, критике подвергаются некоторые обычаи, укорененные в дагестанском суфизме (паломничество на могилы духовных авторитетов, празднование дня рождения Пророка и другие), а также сама практика духовного "подчинения" шейху. Все это оппоненты суфизма называют недозволенным нововведнием в исламе (арабск. бида'), а салафизм они определяют как свободу от таких обновлений. Заявление, принятое на первой встрече ДУМД и "Ахль-Сунны" в апреле, касалось в основном именно этих спорных вопросов.

При этом состав людей, находящихся или находившихся в руководстве "Ахль-Сунна" в Дагестане, весьма разнообразен. "Старая гвардия" — лидеры, участвовавшие еще в диспутах 90-х, такие, как Абас Кебедов, активно выступали от имени "Ахль-Сунны" в 2011 году, но сейчас постепенно уступают в публичном пространстве место другим соратникам, в частности, молодым проповедникам, собирающим большие аудитории не только в мечетях ряда дагестанских городов, но и в интернете. Заметно также "митинговое крыло" "Ахль-Сунны", ведомое известными в республике адвокатами, которые специализируются на помощи задержанным по подозрению в причастности к бандподполью. Такие задержания становятся поводом для протестных митингов. Это та сфера, где представители "Ахль-Сунны" наиболее открыто касаются темы продолжающегося в регионе вооруженного противостояния.

Статистически сопоставить влияние двух центром дагестанского ислама в масштабе республики довольно сложно. Позиции ДУМД наиболее сильны в нескольких горных районах, населенных аварцами (особенно в Гумбетовском и Чародинском), где и в советское время были сбережены суфийские традиции и откуда родом многие нынешние видные представители ДУМД. О какой-либо активности "несуфийского" ислама в этих районах сведения практически отсутствуют. Наоборот, в ряде южных районов, например, приграничном с Азербайджаном Магарамкентском, религиозное возрождение сегодня идет, по-видимому, без идейной поддержки со стороны ДУМД (местные жители в интервью там отмечают: "У нас нет суфизма"). Однако в наиболее густонаселенной части равнинного Дагестана — треугольнике "Махачкала — Хасавюрт — Кизлярский район" — говорить о чьей-либо монополии в мусульманской среде не приходится. Есть крупные населенные пункты (включая поселки в черте Махачкалы), в которых действуют по две мечети — суфийская и салафитская. Есть случаи совместного существования в одной мечети двух групп верующих, не всегда безоблачного. Есть и мечети, никак не "определившиеся" по поводу описанных выше споров. "У нас такого нет, чтобы тарикатисты или салафиты", — говорит имам одной из таких мечетей. Впрочем, ситуацией в самих мечетях определяется далеко не все. Сторонники "Ахль-Сунны", например, небезуспешно стремятся получить влияние в самых социально уязвимых слоях общества — среди детей-сирот (через открытие приютов), среди заключенных.

Зона молчания

У начавшегося мусульманского диалога есть одна особенность, удивительная на фоне сегодняшнего Дагестана: вопрос о терроре и вооруженном подполье, ключевой для республики, остается фактически за пределами публичного обсуждения на встречах мусульман двух направлений. В итоговом документе апрельской встречи об этом не сказано ничего. Внешне это может показаться логичным, ведь те доктринальные воззрения, примирению которых был посвящен этот документ, никак не связаны с экстремизмом. Однако, учитывая происходящее в Дагестане, уход от этой темы выглядит все же неожиданным.

В интервью лидеры обоих исламских центров только высказывают осторожную надежду, что по мере развития диалога проблема подполья как-то потеряет остроту, но как именно и за счет чего — остается "за кадром". На митингах, организованных с участием активистов "Ахль-Сунны" в 2011 году, шла речь о похищениях людей силовиками, о нарушениях при проведении спецопераций, но тема "леса" как такового там обходилась. Получалось (хотя и это не утверждалось впрямую), что подполье возникло исключительно как реакция на полицейское давление. Однако такую точку зрения вряд ли примет даже наблюдатель, максимально критически настроенный по отношению к правоохранительным органам, — при том, что к их работе в Дагестане за последние полтора десятка лет, действительно, немало вопросов.

Вряд ли можно достоверно определить, действительно ли все участники исламского диалога не имеют никаких, даже косвенных рычагов влияния на "лес". Так или иначе, они не демонстрируют возможности такого влияние. Более того, представители "несуфийского" ислама явно следят за тем, чтобы не давать поводов для обвинений в любых, самых косвенных связях с НВФ. Например, инициаторы строительства мечети в одном из сел южного Дагестана тщательно документируют все пожертвования на строительство: "А то кто-то скажет, что мы получили деньги от "лесных"". В условиях сохраняющейся в Дагестане напряженности, такая защита со стороны рядовых жителей вполне понятна. Но когда тема вооруженного экстремизма практически исключается из диалога исламских лидеров, — это неминуемо снижает значимость их диалога для жизни региона.

Реакция власти: сдвиг границ

Еще одна неожиданность начавшегося внутриисламского диалога — это реакция на него дагестанских властей. В первые дни после апрельской встречи таковой не было, по крайней мере публично. И только после теракта 3 мая в Махачкале в совместном заявлении главы, Народного Собрания и правительства Дагестана активизация террористов была названа "попыткой сорвать начавшийся диалог внутри мусульманской общины". Эта же мысль звучала в заявлениях дагестанских властей и по поводу последовавших позднее криминальных событий, включая убийство "суфийского" имама в мечети села Карамахи. Показателен также фрагмент июньского интервью главы Дагестана Магомедсалама Магомедова: "Представители объединения "Ахлю-Сунна валь джамаа", которые приняли совместную с ДУМД резолюцию о взаимодействии, считают себя сторонниками чистого, первоначального ислама и выступают против использования насильственных методов при решении каких-либо проблем. И мы надеемся, что молодежь, ориентированная на салафитов, не будет поддаваться пропаганде экстремистов". То есть власть подчеркивает, что экстремисты противопоставлены всем участникам внутриисламского диалога.

Это значит, что произошло расширение границ того дагестанского ислама, к которому власти не относятся как к враждебному. В 1998-2009 годах руководство Дагестана всегда публично подчеркивало, что делает ставку на ДУМД и противостоит альтернативному исламу (тогда он назывался "ваххабизмом", сейчас этот термин в Дагестане избегается, а республиканский закон о запрете ваххабизма формально продолжает действовать). После того, как в 2010 году высший пост республики занял Магомедов, такой подход, как уже было отмечено, ушел в прошлое. Теперь зона "одобряемого" властями ислама примерно соответствует всем участникам начавшегося диалога, а "вовне" — враги этого диалога и республиканских властей. Подчеркну, что описанная картина складывается не из реальных действий региональных властей, а на основе их заявлений.

Что касается действий, то их картина несколько сложнее. Заметное изменение в политике дагестанского руководства последних двух лет — это отказ от безусловной поддержки силовиков. Митинги жителей отдельных сел против действий конкретных правоохранителей проходят в Махачкале по несколько раз в месяц, и республиканская власть нередко выслушивает их требования, стремясь к роли посредника. Это не раз приводило к конфликту с руководством силовых органов. Он стал публичным, в частности, на апрельском заседании Комиссии по помощи в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность. После этого работа данной комиссии, одного из любимых "детищ" нынешнего руководства Дагестана, забуксовала.

При этом ощущение угрозы, уязвимости у республиканских чиновников явно растет — это видно и из бесед, и, например, из беспрецедентных мер безопасности и негативных ожиданий перед крупными публичными мероприятиями. Раньше в команде главы Дагестана были люди (в частности, из бывших авторитетных муниципальных глав), заявлявшие о своей возможности влиять на "лес". Видимо, их роль сейчас ослабла.

Земля и вера

Означает ли все сказанное, что начавшийся диалог, привлекший такое большое внимание в Дагестане, не может принести пользы? С одной стороны, сам факт встреч между религиозными авторитетами, ранее таких встреч избегавшими, в любом случае способен укрепить доверие в дагестанском обществе. С другой стороны, завышенные ожидания от подобных мероприятий, похоже, основаны на несколько ложных представлениях о сегодняшнем Дагестане и о роли ислама в нем.

Часто приходится читать о "тотальной исламизации" Дагестана. На самом деле ее уровень очень значителен, но тем заметнее и то, что у нее есть границы. Достаточно взглянуть на одежду дагестанских горожанок: "на глаз" можно сказать, что примерно треть строго следует в одежде нормам ислама, и примерно столько же демонстрирует в одежде подчеркнутую свободу от религии. Местный интернет полон жаркими дискуссиями между сторонниками и противниками построения исламского общества. Исламизация неравномерна и географически. Интересны данные "Дагестанского статистического сборника" за 2010 год: доля детей, родившихся в том году у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, по разным городам и районам Дагестана варьировала от 35% до 2%. Высокий процент, по мнению многих демографов, означает большое количество браков, регистрируемых только по исламскому обряду. Очевидно, есть районы, где это почти норма, а есть районы, где все иначе.

Рост роли ислама в конкретных селах и районах часто связан не с усилиями каких-либо религиозных авторитетов, а с распадом других систем регулирования различных сфер жизни — например, земельной сферы. Регистрация прав собственности на землю по российскому законодательству в Дагестане, вопреки расхожим представлениям, постепенно идет, но когда доходит дело до земельного конфликта, он часто разрешается в мечети. Как мне уже приходилось писать, подобное особенно вероятно в тех случаях, когда республиканское законодательство делает вопрос о земле крайне запутанным. Интересно, что выбор конкретного исламского арбитра в конфликтных вопросах может быть неожиданным: известны, например, случаи, когда жители сел, не считавшихся "суфийскими", обращались по конфликтным земельным вопросам к шейхам. Есть немало рассказов и о том, как в аналогичных случаях обращались к "лесу". Де-факто, при слабости государственных институтов, сформирован "конкурентный рынок" юрисдикций.

Приведу еще один пример того, как дагестанская жизнь ломает многие сложившиеся представления о местном исламе, о противопоставлениях, имеющихся внутри и вокруг него. Столичные эксперты часто пишут о том, что деятельность национальных активистов на Кавказе несовместима с укреплением ислама, в котором подчеркивается единство всех верующих (уммы). Однако на практике ислам играет самую существенную роль в этнических акциях в сегодняшнем Дагестане. Например, в апреле-июне группа кумыков — жителей поселков, входящих в черту Махачкалы, организовала палаточный лагерь протеста на спорной земле в местечке Караман близ дагестанской столицы. Единственным "стационарным" зданием, которое они стали строить рядом с палатками, была мечеть. Интересно также, что заметную группу в палаточном лагере составляли молодые люди, посещавшие, по их собственным словам, салафитские мечети, однако обращение с просьбой дать суждение по конфликтному земельному вопросу из палаточного лагеря собирались отправить совету алимов (мусульманских богословов) Духовного управления. Не мысля свое выступление без исламской составляющей, протестующие явно не слишком заботились о том, как их акция встраивается во взаимоотношения между религиозными центрами республиканского уровня.

Ислам в сегодняшнем Дагестане — слишком широкое и сложное социальное явление, чтобы представить его, ориентируясь только на ситуацию в "верхнем слое", среди лидеров регионального масштаба. Если всерьез строить прогнозы о будущем Дагестана, о том, как отразится на этом будущем исламский фактор, стоит учитывать в первую очередь не слова, сказанные на высоких встречах, а эту ежедневную, "бытовую" роль ислама — не тотальную, но более существенную и более самостоятельную, чем в любом другом регионе России.

Константин Казенин

  • +2arif84 (ARIF XALU) 6 июля 2012 в 09:55

    Эти грамотеи сами не знают какой Ислам они ведут и чего вообще хотят. Их в школу нужно отправить с первого класса чтобы мозгов прибавить чуть.

  • +3ilagai (ilagai) 6 июля 2012 в 10:54

    Просьба к новоявленным мусульманам :помните поговорку "научи дурака молится и он лоб себе расшибет.Пожалуйста молитесь по спокойнее, эти микро сотресении мозга ник чему хорошему не приведет.

  • +3tabas1978 (docere) 6 июля 2012 в 11:06

    Диалог с умеренными салафитами может принести пользу в виде сохраненых молодых жизней, а с радикалами для которых разговор один - через прицел автоматов, надо таким же образом вести с ним диалог.

  • +3mark51 (Марк) 6 июля 2012 в 11:13

    "Знатоки ислам и Дагестана" К ахлюль сунна и джамаа относятся и к суфисты и салафиты, автор особо не вникал в суть проблемы, вся беда в неискренности действий и тех и других сторон, по настоящему исламу обвинение в куфре не только мусульманина, но даже представителей ахлил китаба, т.е. те, кто по-настоящему без изменений, которые внесли иудеи и христиане в их учение (последователи Моисея и Иисуса), является большим грехом,(не допустима). Этим занимаются лишь те, кто, кому кажется, что они поклоняются Всевышнему, а на самом деле поклоняются "золотому тельцу" или совершенно не компетентные в исламе люди и с той и с другой стороны. Главная причина всего этого является отсутствие настоящего имана (веры) и безграмотность верующих. В Дагестане и не только в Дагестане больше соблюдают не Закон Божий (шариат), а установившиеся обычаи (адаты) и традиции.
    Многие рассматривают суфизм, как течение в исламе, когда как он на самом деле является служанкой ислама и лишь служил укреплению веры и у адептов. Другое дело когда его превращают в личную служанку некоторых "деятелей" от ислама.
    К сожалению некоторые служители "золотого тельца" превратили религию не только ислам, в своеобразную "кормушку". Действуя от имени Всевышнего, набивают свои карманы. Они забывают о том, что Господь сказал, что богатому проще пройти через игольное ушко, чем в рай. Те, кто понимают основной постулат
    всех трех авраамических религий скромны в своих потребностях, а те, кто не боятся Творца вселенной живут на широкую ногу: строят дворцы, ездят на бронированных джипах, обвешивают себя золотом и драгоценностями,
    наверное этому учил их Моисей, Ииисус и Мухаммад да будет над ними милость Божья!

  • +3MAGASPECNAZGRU (MAGASPECNAZGRU) 6 июля 2012 в 12:04

    Вот именно суфисты тоже относятся Ахлюль сунна ал джамаа,почему только два района их десятки, хот я не суфист.

  • +1boby (БоБи) 6 июля 2012 в 12:49

    В любом деле где присутствуют слова примирение и согласие никогда не будет спокойствия. Потому что изначально в отношениях имеется конфликт. Искусственно внедренный.
    Как могут согласиться координально противоположные точки зрения - стороны утверждающие поклонение святым местам и стороны отрицающие таковое? А таких противоречий и разногласий - уйма. Пустая трата сил и энергии.

    ЗЫ на счет религии - я полностью поддерживаю шариатские "движения" Потому как скоро я беру в жены вторую жену. А мог бы такое даже представить в светско-атеистическом государстве?

    • +1dashkkyar (dashkkyar) 6 июля 2012 в 18:12

      для разрешения этих вопросов есть Коран и достоверная Сунна, и именно на них должны основыватся выводы, а не на чувствах той или иной стороны, мол шейх сказал повесь платочек и баракат в доме будет - я и повесил...так не правильно.

      ЗЫ мог бы, но тогда тебя считали бы хиппи или сектантом-мормоном.

  • 0DAG05.05 (RUSLAN.) 6 июля 2012 в 15:19

    Кто такие салафиты?http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F

  • 0DAG05.05 (RUSLAN.) 6 июля 2012 в 15:20

    Суфизмhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC

  • 0DAG05.05 (RUSLAN.) 6 июля 2012 в 15:23

    Ас-Саламуалайкум ! Я живу в Дагестана, и у нас как бы большая часть населения мусульман следует так называемому пути Суфизм, я пытался понять что за путь, как там все итд http://salaf-forum.ru/viewtopic.php?f=82&t=454">итп.................................................................http://salaf-forum.ru/viewtop...

  • 0DAG05.05 (RUSLAN.) 6 июля 2012 в 15:30

    Что такое саляфия и является ли этот термин нововведением,?http://toislam.ws/books-manhaj/25-books-salafiyya2

  • 0DAG05.05 (RUSLAN.) 6 июля 2012 в 15:34

    Определение термина "саляфия" Языковое значение слова «саляф»
    Ибн Манзур сказал: “«Ас-Саляф», «ас-салиф», «ас-сальфа» – предшествовавшая община”. См. “Лисануль-‘араб” 6/330.
    Примером этому являются слова Всевышнего Аллаха, который сказал о фараоне и его войске: «Когда же они разгневали Нас, Мы отомстили им и потопили их всех. Мы сделали их предшественниками (саляфан) и назидательным примером для остальных» (аз-Зухруф 43: 55-56).

    Шариатское определение слова «саляф» и «саляфия»
    Имам ас-Саффарини говорил: “Под мазхабом саляфов подразумевается то, на чем были благородные сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) и их последователи (таби’ун), известные своим благочестием, а также имамы нашей религии, о которых засвидетельствовали, что они действительно являлись великими имамами уммы”. См. “Ляуамир аль-ануар аль-бахия” 1/20.
    Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и их благочестивые последователи (таби’ун), да будет доволен ими Аллах, являются праведными предками (ас-саляфу-ссалих) нашей общины (да будет доволен ими Аллах). И каждый, кто призывает к тому, к чему призывал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и их благочестивые последователи, находится на манхадже саляфов.
    Имам ас-Сам’ани сказал: “Слово «саляфит» означает причисление себя к саляфам и следование их мазхабу, о котором тебе стало известно”. См. “аль-Ансаб” 3/274.
    Хафиз аз-Захаби писал: “Саляфит (саляфий) – это тот, кто следует по мазхабу саляфов”. См. “ас-Сияр” 6/21.
    Имам ас-Саффарини сказал: “Аль-Асарий” (асарит) – это причисление к вероубеждению асарии и к группе саляфии. По этому признаку узнается мазхаб саляфов, а это мазхаб предшествующей общины и всех признанных имамов!” См. “Ляуамир аль-ануар аль-бахия” 1/73.

    • 0Artur1976 (Артур) 6 июля 2012 в 19:01

      Можно спросить,какой ты сделал вывод ,для себя?

  • 0dashkkyar (dashkkyar) 6 июля 2012 в 18:14

    первый шаг сделан, дальше - путь к единению.
    и те, кому выгоден горящий Дагестан, будут пытатся какими угодно силами разрушить этот союз или помешать его достижению, готовьтесь земляки)

  • +1Kiwi7 (Kiwi) 6 июля 2012 в 19:42

    Суфисты и саляфиты и вахабиты и прочие компании а немогли бы вы улететь куда нибудь на луну и там спорить как верить правильно в Аллаха и оставить Дагестан в покое, все ваши инструкции о том как верить в Аллаха чушь собачья ...все очень просто можно верить всем сердцем и душой или просто соблюдать ваши гребанные инструкции делая вид что веришь за которые вы готовы уничтожать всех подряд...ваш спор настоящая головная боль для всего Дагестана...

  • 0arif84 (ARIF XALU) 6 июля 2012 в 20:33

    Салафизм и Суфизм это очень молодые ветви кто их придумал и для чего один АЛЛАХЬ знает! Веруйте, молитесь, соблюдайте посты и столпы Ислама но не стоит борщить это доводит до краха.

  • 0ilagai (ilagai) 6 июля 2012 в 20:42

    Не зря некоторых религиозных течений называют радикальными,так как эти течении никогда не идут на сближение с традиционными,а если и пойдут то это только обманные маневры.Не могут сосуществовать несколько религиозных течений в не правовом государстве.

  • 0ilagai (ilagai) 6 июля 2012 в 22:03

    Одни не лучше других,одни убивают собственный народ,а другие под музыку снимают на видео результаты трудов первых,фу... http://derbent.tv/watch_video.php?v=HHGXADYAH279

  • +1dagestanian (гость) 7 июля 2012 в 00:05

    автор невежда на счет ислама, суфизм никакое не течение, и никак не мистика, узнал все из кафирских энциклопедий, где пишут что пророк написал Коран, и умничает здесь. Полный бред про то что псевдосалафиты хотят следовать саляфам будто никто до них не следовал за ними, а они пришли нашли книги саляфов и начали им следовать. Хотя бы если взять книгу акыду ат-тахави автором которой является саляф то станет понятно что ни за какими саляфами не следуют они.

    • 0MAGASPECNAZGRU (MAGASPECNAZGRU) 7 июля 2012 в 00:17

      Ты чё истеришь здесь,скорую позвать тебе.

Комментировать
Яндекс.Метрика Правообладателям · F.A.Q. · Пользовательское соглашение · О проекте · Реклама на сайте · Инвесторам · В Дагестане за сутки от COVID-19 умерли более 20 человек · В Дагестане за неделю от COVID-19 умерли более 90 человек · В Дагестане за сутки от коронавируса скончалось 16 человек
© 2009–2024 Мой Дагестан. Для лиц старше 18 лет. Пишите: admin@moidagestan.ru
Сгенерировано: 0.068390 сек.