0Аналитика / Причина неэффективности Дагестана
![© mk.ru [1/1]](/files/slideshow/6975.jpg)
В Дагестане последствия неэффективности инфраструктуры ложатся грузом на наиболее эффективные регионы
Сегодня ситуация на Северном Кавказе, в том числе – в Дагестане, находится под пристальным вниманием федеральных властей. Чем помочь региону, где уровень безработицы и коррупции десятилетиями остается критически высоким, а уровень террористической опасности растет? Как показал опыт 2000-х годов, простая накачка бюджетными средствами проблемы не решает. Рано или поздно Москве придется искать более эффективные и действенные способы развития.
На мой взгляд, одна из главных причин экономической неэффективности Дагестана кроется в крайне низкой степени урбанизации. Огромные средства, в том числе, получаемые от Москвы, республика в последние годы тратила на поддержание растянутой и неэффективной инфраструктуры, что лишало Дагестан средств для дальнейшего развития.
Основная часть бюджета Дагестана и значительная часть ВРП расходуется на поддержание инфраструктуры: социальной (школы, больницы и т.д.), инженерной (дороги, трубопроводы и т.д.) и коммунальной. Естественно, чем выше пространственная растянутость инфраструктуры, тем ниже ее качество и качество предоставляемых ею услуг. Урбанизация, уплотнение населения позволяет уменьшить пространственную распыленность средств на инфраструктуру и повысить качество самой инфраструктуры и ее услуг.
Какова же степень урбанизации Дагестана? Формально в городах республики проживает около половины населения. Это ниже общероссийского показателя, который составляет около 75%.
Но это — формально. Города в Дагестане, как правило, — это скопление частных домов при наличии нескольких центральных улиц с многоэтажной застройкой. На всю республику приходится около 2 тысяч многоэтажных жилых домов, в которых проживает около 52 тысяч человек. Таким образом, реальная степень урбанизации республики оставляет всего около 2%.
Обилие частного сектора составляет огромную проблему с точки зрения поддержания коммунальной, социальной и инженерной инфраструктуры. Тем более, что частная застройка зачастую ведется хаотично. Некоторые частные дома, в которых проживает одна семья, могут занимать целый квартал.
Но даже при таком обилии частного сектора, города в Дагестане все равно эффективнее с экономической точки зрения, чем сельские районы республики. В городах ниже безработица, выше сборы налогов и деловая активность населения. На селе же, большие перепады высот и расстояния делают прокладку и поддержание инфраструктуры очень дорогим и сложным делом.
Так, затраты на инфраструктуру в Махачкале в прошлом году, в пересчете на одного жителя, были во много раз меньше, чем в большинстве сельских районов республики. А экономическая активность населения и сбор налогов в Махачкале – во много раз больше.
Примерно 2/3 бюджета республики — это помощь нижестоящим бюджетам, по сути — затраты на коммунальную, социальную и инженерную инфраструктуру. Иными словами, основная часть бюджета Дагестана расходуется недостаточно эффективно именно в силу низкой степени урбанизации республики. Если бы пространственная протяженность была ниже, больницы и школы в республике были бы оборудованы гораздо лучше, дороги были бы лучше, а подавляющее количество домов имело бы доступ к канализации и хорошей воде. Вместо этого бюджет республики «рассеивается» над пространством, превышающим 50 тысяч кв. километров. Не удивительно, что дороги не редко опасны для жизни, а в больницах часто не хватает лекарств.
Как вообще может существовать такая растянутая и нелогичная инфраструктура, которая имеет место в Дагестане? Почему население и бюджет республики в состоянии тянуть тяжелую ношу пространственно-неэффективной инфраструктуры? Почему эта неэффективность не ведет к очевидному снижению уровня жизни?
Тут есть несколько объяснений.
Во-первых, имевший место в 2000-е годы прогресс стал возможен благодаря возросшей помощи из федерального бюджета.
Во-вторых, в Дагестане как нигде в России велики масштабы воровства ресурсов и услуг инфраструктуры.
Так, «теряется» (воруется) около половины потребляемой в Дагестане электроэнергии. Около 2/3 газа не оплачивается индивидуальными потребителями. Масштабы этой проблемы огромны, особенно — в частном секторе.
Инспекторы коммунальных служб ничего не могут поделать с круговой порукой населения, либо сами в сговоре. «Подкрутить счетчик» — это почти официальная услуга.
И, в-третьих, в Дагестане последствия неэффективности инфраструктуры ложатся грузом на наиболее эффективные регионы, прежде всего, – на население городов.
К примеру, жильцы многоквартирных домов официально и неофициально доплачивают за тех, кто проживает в частном секторе. Официально — в виде завышения расчетных нормативов потребления коммунальных услуг. Неофициально — в виде крайне низкого качества потребляемых услуг. Например, в виде низкого напряжения тока в городских квартирах, которое не везде превышает 180-200 вольт.
К тому же, распределение бюджета республики ведется по уравнительному принципу. Распределение бюджетных средств между районами и городами ведется без учета эффективности использования получаемых средств и отдачи от них. А затем, горные, наиболее бедные и неэффективные регионы республики получают еще и серьезные средства на экономическое выравнивание, «на бедность». Фактически, к примеру, население Махачкалы в пересчете на одного жителя, получает из бюджета в несколько раз меньше, чем население удаленных горных районов. В результате, в селах, в которых уже почти не осталось молодежи и детей, строятся большие школы и спортзалы, а в городах нет средств на развитие.
Если бы эффективность затрат на инфраструктуру, в целом по Дагестану, была хотя бы такой же, как в Махачкале, бюджет РД избавился бы от трети расходов, что высвободило бы до 20 млрд. рублей для инвестиций.
Думается, что поощрение урбанизации в Дагестане – это путь к ускорению развития республики. В частности, большое значение имела бы поддержка застройщиков, ведущих многоэтажное строительство. И, конечно, города республики должны получать больше средств из республиканского бюджета, чем сейчас.
Сергей Исрапилов
22 мая 2013 © Московский комсомолец25
+7Arif05 (Arif) 23 мая 2013 в 00:04
Причина неэффективности Дагестана - это воровство и коррупция. В основной массе своей человек устраивается на какую-ты должность только ради личного обогащения.
+1Lek005 (Lek) 23 мая 2013 в 00:37
Сегодня ситуация на Северном Кавказе, в том числе – в Дагестане, находится под пристальным вниманием федеральных властей. Чем помочь региону, где уровень безработицы и коррупции десятилетиями остается критически высоким, а уровень террористической опасности растет?
Ох как же сильно они озадаченны ,может кто подскажет им наблюдателям?
+3wary05 (Ахlмад) 23 мая 2013 в 03:20
Три причины не эффективности Дагестана.
!.КОРРУПЦИЯ.
2.КоРрУпЦиЯ.
3.Коррупция.
0timur711 (timur) 23 мая 2013 в 07:00
К ахмада словам можно только добавить:
Коррупция в руководстве российской федерации
Некомпетентность правоохранителей
+1ruslan85 (Руслан) 23 мая 2013 в 10:49
http://www.riadagestan.ru/news/2013/5/22/157504/
Обсуждали недавно как раз.
0zagailov (Махач) 23 мая 2013 в 11:52
как говорил один старый чечен варават нельзя забыват)))
+3Prince_of_Persia (принц персии) 23 мая 2013 в 12:11
как сказал один достопочтимый шейх: - какой народ такой и правитель. Ведь эти правители не свалились с луны они все из народа. Так что уважаймые братья и сестры начните в первую очередь себя.
0sorhob1979 (Гаджимурад) 23 мая 2013 в 21:18
++++++++++++++++++++++++++++++++ на все 100% согласен
0gubdenec (abdusalam) 25 мая 2013 в 04:59
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
–1barrakuda (Vadim) 23 мая 2013 в 12:25
Урбанизация ведёт к уничтожению села, матрицы национального сознания. Экономика хороший повод для ассимиляции.
+2hochbar (магомед) 23 мая 2013 в 12:32
Наглая ложь и огромное желание переложить проблемы с гнилого качана, с известной грядки на здоровую голову.
В Дагестане для такого рода аналитиков есть емкое определение "чепушила".
- " 2 тысяч многоэтажных жилых домов, в которых проживает около 52 тысяч человек" - т.е. в многоэтажных домах живут в среднем 26 человек, и откуда цифра 2000?
-"Так, «теряется» (воруется) около половины потребляемой в Дагестане электроэнергии. Около 2/3 газа не оплачивается индивидуальными потребителями" - с чьих слов? Кто это, считает 2/3 дагестанцев ворами?
-"И, конечно, города республики должны получать больше средств из республиканского бюджета, чем сейчас." - из старого анекдота, "нам хватает, а народу нет"
+1indradevi12 (Инда) 23 мая 2013 в 13:04
дык не оплачивается именно владельцами особняков
0otar1983 (Asset) 23 мая 2013 в 16:35
По итогам 2007 или 2008 года 80% электроэнергии поставленной в Дербентские электрические сети было списано как на потери в сетях.
Нужны еще факты? Обратитесь в Арбитражные суды и посмотрите, сколько решений было вынесено по взысканию долгов со Сбытовой компании. А именно сбытовая компания занимается сбытом и сбором платежей. Я думаю, что суммы на миллионов 500 точно наберется, если не в 2 или 3 раза больше.
0hochbar (магомед) 23 мая 2013 в 20:32
я что-то не совсем понял вы против или за, то что я написал. А именно кого вы считаете ворами 2/3 населения Дагестана или сбытовую компанию?
0otar1983 (Asset) 24 мая 2013 в 09:31
Я не сторону чью-то занимаю. Я факты Вам привожу. Считать население безгрешным - глупо.
+2manowar (Чел) 23 мая 2013 в 13:25
Статья не понравилась. Автор либо вообще не понимает сути проблемы и процессов протекающих в республике ,либо пишет под диктовку.
Основная причина отсталости вовсе не в низкой урбанизации, а в клановости, коррупции и распиле бюджетных средств главами ка ряда отдаленных горных так и предгорных районов. Если это устранить и взяться за развитие сельского хозяйства всерьез , сделать дороги безопасными ,то проблема с безработицей в регионах отпадет. Многие, в Дагестане ,даже молодежь ,готовы вернуться в горы, если там местными властями будет делаться
все для людей , а не ради собственной наживы.
А резкое переселение людей с гор в города , на равнину может привести к экономической и социальной катастрофе.
+1otar1983 (Asset) 23 мая 2013 в 16:41
Вопрос тут стоит в том, что большой разброс населения по региону делает Услуги, которые им предоставляются, дорогими в пересчете на душу населения. Например, если положить 100 км дороги от Хаса до Каспийска, то этими дорогами будут пользоваться 1 млн.человек. При этом будет затрачено 10 млрд рублей, что в пересчете на 1 человека будет составлять 10 тысяч рублей. А если эти 10 млрд. потратить на прокладку дороги от Дербента до Уркараха, то этой дорогой будут пользоваться 100 тыс.человек, что в пересчете на 1 человека составляет 100 тысяч рублей.
А подобные проекты, ввиду высокой коррупционной составляющей, являются еще более не выгодными, так как на них еще греют лапу некоторые чиновники
+1manowar (Чел) 23 мая 2013 в 18:42
Взять мой район. Один из горных . Спросил у местного депутата райсобрания как там на счет прокладки газопровода, а то в соседних горных газ давно проведен .а у нас все нет. На что он ответил что проводить не будут ввиду низкой плотности населения, получается протяженность трубы немаленькая ,соотв-но и стоимость , а платить за газ практически некому.
Нерентабельно
0otar1983 (Asset) 24 мая 2013 в 09:23
Все верно говоришь, отличный пример!
0hochbar (магомед) 23 мая 2013 в 20:53
Вопрос тут в том, что это статья есть сочинение на заданную тему, а тема " города республики должны получать больше средств из республиканского бюджета, чем сейчас", о чем нам вещает заключение.
Но ввиду того-что эта тема задана, недалекому в уме, но близкому в поклонении укурку, выглядит сие эссе в виде бреда ума-лишенного.
А примеры с дорогами тут не тему, потому-как дорога от Хаса-Махи (не до Каспийска) называется федеральной трассой, и если дагестанские чиновники и там воруют это вовсе не значит, что и это говорит в пользу воровской ментальности дагестанцев вообще.