ВКонтакте

Тут обсуждают

Блоги

don't worrEEE, be хьинчи
highlander05 (-------->)
Лечь бы на дно как подводная лодка....!
Rozgdennyi (Александр)
Аааа..... Кавказская кухня ).!
Rozgdennyi (Александр)
Здравствуйте! ) Жители "МойДага! Задумка была такая....
Rozgdennyi (Александр)
Я, буду здесь завтра ))). Всем Здоровья и Добра!
Rozgdennyi (Александр)

Автообъявления

Дагестанская
музыка

АдильханВлад Разинский
ХорошоГасан Макашарипов
Бир сен эдинг генгюм алагъанЗайнаб Абсаматова
Лечу к тебеАпанди Магомедов
Где тыМадани Ибрагимов
Загрузить свою музыку

Знаменитые дагестанцы

Салихов Муслим Зайналханович

Салихов
Муслим Зайналханович

9.06.1984

Боец ушу-саньда, олимпийский чемпион

Победитель первого олимпийского турнира по кунг-фу (Пекин-2008)

Нужнопоследнее

Новости

+5Аналитика / Спуск с гор: в чем главная проблема Дагестана

© forbes.ru [1/1]

Дагестан сталкивается с теми же сложностями, что и Латинская Америка в последние десятилетия ХХ века

Смена правительства Дагестана проходит, как и можно было предположить, малозаметно для широкой российской публики. Ей, действительно, разбираться в кадровых перипетиях Кавказа совершенно ни к чему, тем более что революции в Дагестане явно не произошло: новый премьер Абдусамад Гамидов, назначенный врио главы Дагестана Рамазаном Абдулатиповым, работает в правительстве республики уже почти 17 лет. Так что произошло не столько обновление управленческой верхушки, сколько ее переформатирование. На вопрос о том, для чего оно потребовалось, уже были даны разные ответы, но все они не идут дальше тактических интересов первых лиц республики.

Если смена чиновников в Дагестане носит технический характер, говорить, что новое правительство может ощутимо улучшить ситуацию в самом неспокойном регионе России, вроде бы нельзя. Но, с другой стороны, есть повод задуматься: а что в принципе можно для этого сделать? Любые перемены не смогут произойти по мановению руки федеральной власти.

Их, естественно, надо будет проводить на месте, местными силами и на очень «неровном» местном ландшафте.

То, о чем пойдет речь ниже, — не рецепт по исправлению положения в Дагестане, а всего лишь набросок некоторых пунктов повестки дня для республиканского правительства, которое когда-нибудь всерьез попытается что-то изменить к лучшему.

Исследователи экономики некоторых стран Латинской Америки последних десятилетий XX века замечали удивительную вещь: по официальным данным, там падали объемы строительства, но при этом продажи цемента с каждым годом росли чуть ли не кратно. Причина оказалась простой: большинство строившихся домов не были отражены статистикой, потому что «на бумаге» вовсе не существовали. В Дагестане официальные цифры, касающиеся строительства, выглядят не так уж печально, но и там можно с уверенностью сказать, что значительная доля продаваемых стройматериалов пойдет на дома, которые нигде не будут учтены. Одна из причин неучета в том, что строят их там, где строить нельзя. Например, согласно справкам, циркулировавшим в республиканском Минсельхозе еще в первой половине 2000-х, тогда широкой была практика застройки частными домами не только пашенных полей, но и земель, предназначенных для прогона скота.

А еще нигде не будет учтена продукция так называемого «лакского обувпрома» — десятков обувных мастерских в Махачкале, большинство владельцев которых — лакцы по происхождению. Примечательно, что объем их производства по разным экспертным оценкам различается на порядок — от 700 000 до 10 млн пар обуви в год. Иных цифр, кроме экспертных оценок, не существует, так как большинство мастерских находится в тени.

Вряд ли удастся получить точные данные и о том, на какой площади в Дагестане в этом году выращивается виноград.

Стимул выращивать его в регионе есть: вина в республике по-прежнему выпускаются на нескольких крупных заводах. Но фермеры, берущие в аренду под виноград участки по два-четыре гектара, признаются, что нередко, вместо того чтобы получать с них урожай, выкорчевывают кусты и продают под рассаду. Это не самый невыгодный вариант в условиях, когда в аренду землю удается взять на один, максимум два года. А на больший срок землю не дают, потому что значительная часть земли спорная, по документам у нее может быть сразу два или три хозяина, и кто реально сможет ею распоряжаться через пару лет, никто точно сказать не может.

Почему все так сложно и «непрозрачно»? Причины в каждом случае могут быть свои, но есть, на мой взгляд, одна общая. Дело в том, что Дагестан совсем недавно — и, видимо, последним из российских регионов — пережил период активнейшей внутренней миграции населения. Спуск с гор, начавшийся в советское время отчасти организованно, отчасти стихийно, достиг своего пика в 1990-е годы. В одной только Махачкале фактическое население за постсоветское время, по самым скромным оценкам, увеличилось в три раза, но и на сельской равнине скачок был сопоставимым. Рос спрос на землю, рос спрос на места в мелком бизнесе — словом, на то, что позволяет переселенцам выжить на новом месте. Направить все это в цивилизованное русло местная власть не могла, а где-то, вероятно, не хотела, осознавая, что любая экономическая реальность, не оформленная надлежащим по закону образом, открывает бескрайние возможности для коррупции. Отсюда и нигде не оформленное производство вполне легальных товаров, и дома-призраки, и хаос в земельных делах.

Но, главное, отсюда же непроходимые барьеры для деловой активности и развития, громадный разрыв между теми, кто оказался в «легальном» и «внелегальном» мире.

Похоже, именно эти барьеры и этот разрыв стали главной причиной социальной напряженности в Дагестане, аукнувшейся, среди прочего, всплеском радикальных течений, а также мощной миграцией из региона. Дело, видимо, все же не в бедности как таковой, ведь люди в Дагестане живут в целом не беднее, чем во многих более спокойных регионах.

Есть ли у федеральных властей или тех же министров формируемого сейчас регионального правительства шанс поменять нынешнюю ситуацию? На поверхности он не лежит, ведь требуются одновременно две вещи: чтобы обитателям «внелегального» мира стало выгодно легализоваться, а чиновникам — выгодно этот мир легализовать и юридически «очистить». Но, с другой стороны, Дагестан не первый проходит через тот этап, на котором он сейчас оказался. Уже упомянутый неучтенный цемент продавался в Латинской Америке как раз тогда, когда шла массовая миграция в города. Да и Центральная Россия двинулась из села, в исторической перспективе, не так уж давно. Все прошли путь из сельского мира к новому укладу жизни по-своему трудно, но прошли. Пройдет его и Дагестан, если только помнить, что происходящее там — болезнь, которой не миновать, но болеют которой лишь однажды.

Константин Казенин

  • 0makvec (makveci) 26 июля 2013 в 23:10

    Спуск с гор: в чем главная проблема Дагестана
    ===========
    Спустившие с гор даги или кто там, сильно экономят на хостинге этого сайта.))
    И поэтому этот сайт постоянно висит.
    Я лично экспериментировал, без проблем мог заблокировать этот сайт.

    • +9Murad1905 (Мартовский) 26 июля 2013 в 23:41

      Сноуден салам алейкум

  • +5GI (Gamid) 27 июля 2013 в 00:15

    а в чем проблема то? если спускаются, то им необходимо создать все условия! гражданин имеет право жить где хочет

  • –1makvec (makveci) 27 июля 2013 в 01:08

    Не всеж одним дагам, даги в горах пожили достаточно.
    Теперь пусть и другие с равнин перебираются туда и тоже поспускаются-подымаются по горам .))

  • +1hachik (Качеван) 27 июля 2013 в 01:12

    Автор скорее всего имеет ввиду работу перуанского экономиста Эрнандо де Сото. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F2%EE,_%DD%F0%ED%E0%ED%E4%EE_%E4%E5_(%FD%EA%EE%ED%EE%EC%E8%F1%F2).">http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F2%EE,_%DD%F0%ED%E0%ED%E4%EE_%E4%E5_(%FD%EA%EE%ED%EE%EC%E8%F1%F2... В его работе "Иной путь" делается упор на либерализации экономики. Столица Перу - Лима пережила(переживает) те же проблемы, что сейчас Махачкала - огромная миграция сельского населения (горцев, индейцев). В связи со сложностью регистрации бизнеса такие отрасли как транспорт, строительство, торговля ушли в тень. Это один из трех подходов институциональной экономики в понимание проблемы экономики отдельно взятой страны:

    • +1hachik (Качеван) 27 июля 2013 в 01:15

      Одно хорошо - миграция (точки притяжения) находятся в одном месте. Нету разноправленного движения населения - а то было бы как в Югославиии.... У каждой автономии свои города (нету единого центра притяжения), что повлияло на сепаратизм.

  • 0narod (глас народа) 27 июля 2013 в 01:34

    "если только помнить, что происходящее там — болезнь, которой не миновать, но болеют которой лишь однажды"----ветрянку имел ввиду?)))

  • 0Forgotten (Мурад) 27 июля 2013 в 11:46

    Борщ какой-то,а не статья.И где МойДаг находит таких авторов.

  • +1markzveroboj1 (Малек) 27 июля 2013 в 16:00

    Спуск с гор - это не решение проблемы. Горы не должны опустошаться - там должны люди жить, и им должны быть созданы необходимые условия для проживания, т.е должна быть создана инфраструктура.

  • 0jonik005 (Рамазан) 28 июля 2013 в 22:15

    никто нехочет работать одни спекулянты вот и цена растет все привозное ...сельское хозяйство надо развивать в горах и на равнине ....а не сельхозбанк для избраных

Комментировать
Яндекс.Метрика Правообладателям · F.A.Q. · Пользовательское соглашение · О проекте · Реклама на сайте · Инвесторам · В Дагестане за сутки от COVID-19 умерли более 20 человек · В Дагестане за неделю от COVID-19 умерли более 90 человек · В Дагестане за сутки от коронавируса скончалось 16 человек
© 2009–2024 Мой Дагестан. Для лиц старше 18 лет. Пишите: admin@moidagestan.ru
Сгенерировано: 0.060234 сек.