ВКонтакте

Тут обсуждают

Блоги

Здравствуйте! ) Жители "МойДага! Задумка была такая....
Rozgdennyi (Александр)
Я, буду здесь завтра ))). Всем Здоровья и Добра!
Rozgdennyi (Александр)
Срочно нужен Новый Год.
darvin1982 (☆)
Байрам или байрамидзе?)))
SHAPI_KAZANISH (Къазаныщ къумукъ тамгъа)
Марьям Алиева: О чем нельзя молчать, как уберечься от насилия, и что такое дагестанский романтизм.
pravda05 (pravda)

Автообъявления

Дагестанская
музыка

Не стану твоейСанижат Султанова
МотылекЛаура Алиева
О СталинеМагомедтамир Синдиков
Где же тыНасрулла Магомедов
ГрустьУмайра Шахбанова
Загрузить свою музыку

Знаменитые дагестанцы

Гайдарбеков Гайдарбек Абдулаевич

Гайдарбеков
Гайдарбек Абдулаевич

6.10.1976

Российский боксер, олимпийский чемпион

Начал заниматься боксом в 1991 году

Отдампоследнее

Новости

+1Аналитика / Новый путь

©  pcnariman.livejournal.com [1/1]

Итак, свершилось. 8 февраля президент России Дмитрий Медведев назвал имя человека, который следующие четыре года будет рулить республикой. Им стал депутат парламента Дагестана, бывший его спикер, сын бывшего руководителя Госсовета Дагестана Магомедали Магомедова — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и социологии труда ДГУ Магомедсалам Магомедов.

Признаемся: выбор совершенно неожиданный для почти всех федеральных и региональных экспертов, политологов, политиков и журналистов, что в первую очередь показывает определенную непредсказуемость кадровой политики Москвы. В прошлом остались нешуточные страсти, можно забыть громогласные заявления определенной части родного депутатского корпуса о том, что они хотят видеть на посту президента Дагестана исключительно Муху Алиева, которому остается только с горечью наблюдать, как его вроде бы самые ярые сторонники энергично ищут путь-дорожку к сердцу Магомедали и Магомедсалама Магомедовых. Таков наш политбомонд, такова наша жизнь, если же новый руководитель повторит ошибки Алиева, то и Магомедсалам Магомедов через отведенное ему Кремлем время с такой же горечью будет следить за формированием уже новой конфигурации власти без своего участия.

Плюсы новой власти

Лично мне представляется, что в силу ряда объективных причин Магомедов — не самый удачный выбор, но раз уж Москва остановилась на его кандидатуре, необходимо отметить, что и в этом выборе есть свои несомненные плюсы. Самое главное: Магомедов видел эпоху правления отца и его преемника, ему есть с чем сравнивать, с учетом ошибок предшественников он может при желании конструировать новые более-менее дееспособные ориентиры для социально-экономического, национально-культурного и прочего развития Дагестана. Магомедов молод, имеет достаточно высокий образовательный уровень, что вроде бы не мешает ему быть практикующим мусульманином, говорят, что новый лидер республики даже совершил хадж, значит, ему намного легче будет разобраться с проблемами так называемого религиозного экстремизма.

Ни для кого не секрет, что его в числе прочих кандидатов на пост президента Дагестана (кроме Алиева) поддерживал один из богатейших людей планеты Сулейман Керимов, прочие экономически и политически состоявшиеся представители диаспоры, депутаты Госдумы России от Дагестана. Если же поддержку в перспективе перевести в практическую плоскость, то в Дагестан могут пойти немалые инвестиции, интересы республики будут более значимо защищены на федеральном уровне. Конечно, Магомедов скоро столкнется с такими трудностями, что не раз задастся мучительным вопросом: а стоила ли игра свеч? Но это случится только в том случае, если он действительно хочет сделать что-то полезное для Дагестана, а не решать собственные задачи. Последние месяцы правления Алиева превратились в череду нескончаемых скандалов, оппоненты ставили ему в вину (иногда без всяких оснований) и недееспособность, и кумовство, и покровительство определенным кланам и так далее, но эпоха его правления канула в лету, теперь Магомедов, его ближайшие соратники и союзники должны показать обществу готовность коренным образом взломать часть алиевской недееспособной конфигурации власти, которую, кстати, возвел именно отец нынешнего руководителя республики.

И в подобной ситуации первое заявление Магомедсалама Магомедова для представителей СМИ: «Все мои шаги будут направлены на то, чтобы консолидировать общество. Какие-то проблемы, связанные с противостояниями, с интригами, с конфликтами, должны остаться в прошлом» — оставляет двойственное впечатление. Спокойствие в каждом доме и ауле, конечно, очень важно, но, с другой стороны, любая реформа определенной частью чиновничьего аппарата, который уже разделил весь Дагестан на свои вотчины, будет встречена в штыки. И тут Магомедову надо будет сделать такой принципиальный выбор, где позиция небезызвестного кота Леопольда о всемирном братстве с мышами не очень-то пригодится. Сейчас Магомедсалам Магомедов — не вчерашний оппонент власти, он — сама власть, теперь общество ждет от него созидательных действий. Если же Магомедов споткнется, ему сполна припомнят как собственные, так и отцовские грехи. Президенту придется нести двойной груз ответственности, факт, что в нем сегодня многие соотечественники видят исключительно сына прежнего руководителя республики.

Взгляд со стороны

Магомедову еще предстоит лицезреть себя на информационных ресурсах в довольно-таки неприглядном виде, если он не начнет наводить порядок также на экономическом пространстве, где, кстати, пересекаются и интересы его ближайшего окружения. Новый президент Дагестана столкнется и с немалыми проблемами в сфере межнациональных отношений. Недаром в интернет-ресурсах уже появились комментарии типа «даргинцы снова победили, аварцы отдыхают еще лет на десять». И подобные проблемы не решаются обещаниями Магомедова, что при проведении кадровой политики обязательно будет учитываться этнический фактор. Он просто отдает дань местной моде, традиции (помнится, еще Алиев чуть ли не на следующий день после назначения президентом Дагестана говорил то же самое), но межнациональные отношения с той поры приобрели еще более конфликтный характер. Для их устранения нужен отнюдь не такой подход, но это уже предмет для другого разговора.

Что реально ожидает Дагестан в перспективе, станет ясно буквально в эти дни, когда Магомедов начнет формировать свою команду. Подберет он туда компетентных специалистов, в том числе и из окружения Алиева, — Дагестан ожидает хоть какая-то перспектива. Начнет ее формирование по кланово-этническому признаку — общество окажется в такой топи, где даже времена Алиева будут вспоминать как самые спокойные и безоблачные. Тем более что к Магомедову скоро выстроится очередь родственников, друзей, союзников, чиновников, подписантов различных обращений, которые навязчиво, а нередко и настырно будут напоминать о своих «заслугах» и требовать положенные преференции. Психология бюрократии такова, изменить ее будет очень и очень трудно.

Показательным в этом плане, наверно, будет решение и по председателю Верховного суда республики, где одним из главных кандидатов является начальник Управления судебного департамента Мухтар Омаров, очень близкий к Магомедали Магомедову. Кроме него кандидатами являются первый заместитель председателя Верхсуда Сулейман Сулейманов и Уполномоченный по правам человека в Дагестане Уммупазиль Омарова. Решение затягивалось, и вполне обоснованно мнение о том, что затягивание было связано с нерешенным вопросом о будущем президенте, с которым непременно проведут консультации на эту тему и чье мнение, судя по всему, будет весьма значимым.

Как и следовало ожидать, выбор президента России пришелся по нраву всем депутатам Госдумы России от Дагестана. Адам Амиралаев заявил: «Мы являемся депутатами от «Единой России» и поэтому поддерживаем кандидатуру, внесенную президентом России Дмитрием Медведевым на пост президента Дагестана». В подобном же русле высказался и его земляк, представитель Дагестана при президенте России Гаджи Махачев, прочие респонденты от политики и власти. Группа депутатов Госдумы России вылетела в Махачкалу для поддержки кандидатуры Магомедова во время ее утверждения в Народном собрании Дагестана.

Несколько по-иному на предложение руководителя страны смотрит публицист, председатель Независимого профсоюза предпринимателей и водителей Дагестана Исалмагомед Набиев. Он заявил, что Москва ошиблась с выбором претендента: «Я в шоке. Ничего против самого Магомедсалама Магомедова не имею, он молод, умен, компетентен. В то же время мне кажется, что Магомедсалам довольно-таки плотно врос в архитектуру властных и прочих взаимоотношений, возведенных его отцом. А в наших традициях слово отца многое значит, особенно если отец тебя лепил по своему образу и подобию. Мне кажется, что с приходом Магомедсалама Дагестан будет отброшен на десятилетия назад». По мнению Набиева, в республике, в частности, будет возрождена цензура. «Сегодня многие забыли, что именно при отце Магомедсалама в Дагестане вообще не было свободы слова, несколько газет даже печатались за пределами республики. Боюсь, что эти времена вернутся», — сообщил информатор. Набиев отметил еще одну проблему. «Отец Магомедсалама сформировал своеобразную кланово-коррупционную систему, где каждый пост имел свою реальную цену. Ее не смог демонтировать Алиев, тем более это не получится у Магомедсалама. Значит, он будет работать с полностью недееспособной командой, которую создал еще его отец», — отметил он. Набиев также сообщил, что так и не смог разобраться в причинах симпатий Москвы. «Дагестану нужен был человек, который все начал бы с чистого листка. А в центре, судя по всему, искали приемлемую для всех кланов фигуру. Похоже, Кремль считает, что мы тут действительно живем при каком-то феодальном строе, раз счел, что главное для Дагестана — примирение кланов, которые нужно немедленно разогнать, а некоторых и посадить», — заявил Набиев.

С ним не согласился поэт и общественный деятель Адалло. «Магомедали Магомедов — очень хороший, образованный и добрый человек. Но он был человеком старой формации, а нынешнему Дагестану нужен человек со свежим взглядом, способным нормально реагировать на современные реалии. С этой позиции мне представляется, что Магомедсалам — самый оптимальный выбор. Он молод, рос в семье дальновидного политика, сам был политиком, смотрит далеко вперед. Новый президент должен изменить все кругом, Магомедсалам сможет изменить Дагестан», — отметил Адалло.

Депутат Народного собрания Дагестана Марина Абрамкина также поддержала кандидатуру Медведева: «Я как государственный человек, депутат, член партии «Единая Россия» и представитель народа выбор президента России полностью поддерживаю. Потому что Магомедсалам Магомедов — фигура, способная консолидировать наше общество, в первую очередь из-за того, что его предложил Дмитрий Медведев. Я знаю, что кандидатуру Магомедова по этой причине поддерживают многие мои коллеги, главы районов. Раз они поддерживают, то, естественно, будет и поддержка населения». Депутат считает, что влияние отца на креатуру Медведева будет минимальным. «Магомедсалам Магомедов — состоявшаяся личность со своими вполне зрелыми взглядами, он реформатор, человек новой формации, а Дагестану нужна реформа, в первую очередь экономическая, через привлечение инвестиций. И в подобной ситуации к совету отца можно прислушаться всего лишь как к совету родного человека», — сообщила Абрамкина. По ее мнению, ситуация в Дагестане уже стала более спокойной. «Общалась со многими людьми, они вздохнули облегченно: наконец-то Москва определилась с кандидатурой, мы все консолидируемся вокруг нее во благо Дагестана и России», — заявила она.

Публицист Зубайру Зубайруев последнюю инициативу президента России рассматривает сквозь призму социально-экономического положения региона: «Медведев небезосновательно считает, что многие, если не все проблемы Северного Кавказа обусловлены социально-экономическим отставанием, поэтому он направляет в регион людей, которые разбираются в экономике, бизнесе, менеджменте. Этим объясняется назначение представителем президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина. Здесь же лежат истоки назначения Магомедсалама Магомедова. Он доктор наук, человек, близкий к бизнес-кругу Дагестана. Сегодня в руководители субъектов Федерации приходят не силовики, юристы, философы и филологи, а люди, способные решить конкретные экономические проблемы». Зубайруев считает, что влияние бывшего председателя Госсовета Дагестана на сына было не столь однозначным. «С одной стороны, груз больших ошибок, конечно, присутствует. С другой, Магомедсалам с ранних лет был погружен в перипетии политической борьбы, знает кланы, группы влияния, национальные проблемы. Этот фактор при хорошем контроле Москвы, при инвестициях может сыграть и позитивную роль», — считает публицист.

Ахмеднаби Ахмеднабиев

Керимов Сулейман АбусаидовичМагомедов Магомед-Али МагомедовичАлиев Муху Гимбатович

Комментировать
Яндекс.Метрика Правообладателям · F.A.Q. · Пользовательское соглашение · О проекте · Реклама на сайте · Инвесторам · В Дагестане за сутки от COVID-19 умерли более 20 человек · В Дагестане за неделю от COVID-19 умерли более 90 человек · В Дагестане за сутки от коронавируса скончалось 16 человек
© 2009–2024 Мой Дагестан. Для лиц старше 18 лет. Пишите: admin@moidagestan.ru
Сгенерировано: 0.061038 сек.