ВКонтакте

Блоги

С днём 8 Марта! Международный женский день!
withoutreverse (old man)
don't worrEEE, be хьинчи
highlander05 (-------->)
Лечь бы на дно как подводная лодка....!
Rozgdennyi (Александр)
Аааа..... Кавказская кухня ).!
Rozgdennyi (Александр)
Здравствуйте! ) Жители "МойДага! Задумка была такая....
Rozgdennyi (Александр)

Тут обсуждают

Знаменитые дагестанцы

Амирханова Шахри Хизриевна

Амирханова
Шахри Хизриевна

22.10.1978

Медиаперсона, журналист, дизайнер

Внучка Расула Гамзатова

Личные блоги

+12Iron_Team (Iron_Tim) / А ты ходишь за «железку»?

В пригородном посёлке Махачкалы Шамхале, как и во многих других населённых пунктах Дагестана, действует две Джума-мечети, в которых проводится пятничный намаз. В основном мусульмане, посещая их, делают выбор согласно своим религиозным взглядам. После того как данное положение прижилось в посёлке и пришло в равновесие, прошло уже много лет. За последние годы в Шамхале не было никаких инцидентов и конфликтов на религиозной почве.

Но два предыдущих месяца выдались неспокойными – в посёлок стали наведываться силовики. Они принесли с собой определённую напряжённость, в частности сорвали последний пятничный намаз. Мы решили встретиться с местным джамаатом во главе с новым имамом одной из мечетей и поговорить с ним. Помимо самого имама, Магомеда Сайпулаева, в разговоре приняли участие несколько активных членов джамаата мечети.

– С чем, на ваш взгляд, был связан инцидент, который имел место на прошлой неделе? В социальных сетях и некоторых СМИ появилась информация о том, что мечеть перед пятничным намазом была окружена, и даже велась погоня за прихожанами.

– Смотря на общую политику, которая проводится у нас в республике, можно предположить, кому это нужно и что именно происходит. До сих пор долгое время у нас не было ничего подобного. Имамом мечети я стал недавно, но и до этого периодически присутствовал на пятничных намазах в обеих мечетях Шамхала. Возможно, какие-то поводы для этого были раньше. Но с тех пор как я стал имамом, я таких поводов не давал. А проблемы почему-то возникли именно сейчас. Возможно, причиной волнения силовиков стала наполняемость мечети, которая несколько увеличилась, после того как у нас сменился имам. Конкретную причину я назвать затрудняюсь, но, может быть, они хотят отпугнуть людей от нашей мечети.

– Вы сказали, что раньше какие-то поводы для этого были. Что именно изменилось с вашим приходом?

– Надо учитывать, что в Шамхале живут мусульмане разных взглядов. Для такого положения иногда свойственны разногласия, разделение, обвинения и т. п. Это бывает как на идеологическом уровне, так и на уровне фикха (норм права – «ЧК»). Такие обвинения имеют место и у нас. К сожалению, единицы среди студентов (имеются в виду люди, приобретающие шариатские знания – «ЧК») стоят между этими проблемами, стараются решить их и смягчить ситуацию. И очень плохо, когда имамы или другие люди, обладающие влиянием, не лечат людей, а, наоборот, усиливают страсти, которые в них укрепились.

Я стараюсь делать акцент на том, чтобы люди менялись изнутри и больше занимались собой, чем другими. В наше время люди очень фанатичны. Они готовы судить друг друга по облику, выносить вердикты по каким-то отдельным высказываниям. Я решил заняться этими проблемами и посвятил им несколько пятничных проповедей. Люди узнали об этом и стали приходить в мечеть.

Поэтому я вижу тут одну из двух причин: либо кому-то не нужен здесь мир, либо кто-то абсолютно не знает и не понимает, что у нас происходит, и просто испугался увеличения числа прихожан нашей мечети.

– Правоохранительные органы интересует именно ваша мечеть?

– Да. Их интересуют салафиты.

– Кого больше в Шамхале?

– В Шамхале больше тех, кто не вдаётся в эти вопросы.

– Какова история этого разделения и взаимоотношений различных групп?

(Имам передаёт слово другим, объясняя, что они лучше владеют этой информацией, поскольку он не жил в Шамхале в это время – «ЧК».) История уходит корнями в 2006 год. Тогда в Шамхале была одна, центральная мечеть. Джамаат села выбрал одного имама, его звали Фейзулла, и не было никаких проблем. Был круг людей, в основном из одного тухума, участвовавших в строительстве мечети. Они стали навязывать имаму определённую политику. Тот стал отказываться. Тогда они ушли из мечети и стали вести в посёлке свою пропаганду. В течение двух-трёх лет они буквально ходили по семьям и вдалбливали людям, что имам – плохой человек, в частности «вахабист». Не знаю, каким боком он был «вахабистом», если совершал мавлиды и был суфием и ашаритом... Тогда ярлык «вахабиста» был страшнее, чем сейчас. Если его удавалось повесить на человека, он был фактически списан.

В итоге, хорошо подготовившись, они устроили провокацию: собрали спортсменов со всего Дагестана (в том числе олимпийского чемпиона и чемпионов мира и Европы), позвали на помощь ОМОН, устроили драку внутри мечети. На выходе ОМОН задерживал тех, на кого указывали. Даже 12-, 13-летних ребят забрали и поставили на учёт.

Вначале джамаат села не согласился с этим переворотом, поскольку был доволен имамом, который имел определённые знания. Но в итоге пропаганда сделала своё дело, и люди смирились.

Интересный факт: у нас в 45-й школе проводили опрос относительно «вахабистов». Из 281 опрошенного 259 человек сказали, что плохо относятся к «вахабистам», но на вопрос: «Почему?» – ответить они затруднились. То есть школьники понятия не имели о том, что это такое, и просто приняли чьи-то установки.

Часть людей практически выгнали из мечети. Они решили построить себе отдельную мечеть. Им создавали всяческие проблемы, перебивая покупку зданий, предлагая большие суммы, но в итоге джамаат приобрёл одно здание и обосновался там, выбрав имамом того же Фейзуллу. Он был на той же акиде – ашарийя, суфийя и т. д.(то есть явно не был на убеждениях салафитов – «ЧК»). Это был первый шаг в разделении джамаатов. После этого началось определённое переосмысление многих вопросов. Через некоторое время Фейзулле пришлось уйти с поста имама. Для чего я это говорю? Чтобы показать, что никаким «вахабистом» он не был.

– Были ли после этого конфликты между прихожанами разных мечетей?

– С нашей стороны не было никаких подобных инициатив. Мы делали своё дело: собирались в мечети, совершали намаз и т. д. В один из дней, через год-два после того инцидента, они опять собрали большую толпу: там были и милиция, и прихожане той мечети, и их имам.

– Повод был какой-нибудь?

– Как такового повода не было. Была бытовая драка личного характера между молодым, фактически пацаном, с их стороны и взрослым человеком, которого он спровоцировал, из нашей мечети. Этой драке придали религиозный окрас.

Мы не стали никого собирать. Те, кто был на ночном намазе, около 20 человек, вышли и увидели толпу, примерно человек 500–700. Нас разделяла железная дорога. Нашу мечеть вообще называют в народе мечетью «за железкой». В одно время послышались крики «Аллаху Акбар», и они побежали на нас. Раздалось два-три выстрела. До сих пор до конца не ясно, с чьей стороны, но уверенно могу сказать, что оружия у наших не было, а у них – было. Они, не поняв, кто стреляет, развернулись и встали перед железной дорогой, кидаясь камнями. К нам подошли некоторые нейтральные благоразумные люди, которые попросили нас разойтись, и стали всех успокаивать, а им кто-то сказал, что у нас есть оружие. На наших глазах подъехало от десяти до пятнадцати «Уралов». Как я понял, нас должны были сначала побить местные, а потом увезти представители правоохранительных органов.

– Что могло, по-вашему, вызвать такое поведение?

– Ну, у них «антивахабистская» пропаганда, в принципе, не останавливалась. На пятничных хутбах постоянно говорили о «вахабистах», о том, что их надо убивать. Доходило до такого, что они приходили и кидали в мечеть камни, ломая окна.

Сейчас удивительные имамы ...

Похожие на рэкетиров. В голове не укладывается, как может имам или проповедник вести себя как мафиози: приказывать кого-то убивать, бить, собирать какие-то толпы.

Людей воспитывали так, чтобы они с нами не здоровались и не отвечали на приветствие, и это можно видеть по сей день. Многие, кто переходил в нашу мечеть, рассказывали о том, какое воспитание они получали ранее.

Я не говорю, что у нас с этим всё было идеально. Да, и среди наших прихожан были некоторые жёсткие идеи, как неправомерный такфир (обвинение в неверии – «ЧК»). Но мы подобные идеи пресекали. Например, когда у нас стали распространяться подобные идеи, мы отправились к шейху Муртазали (рахимахуЛлах) и задали эти вопросы. Он полностью их разъяснил, и наш джамаат в основе отказался от такфира в Дагестане. Единичные личности иногда появлялись, но они не имели большого влияния на джамаат.

– Как события развивались после этого?

– В итоге людям всё это надоело. Молодёжь определилась в своих позициях, и как-то все свыклись и стали жить мирно. Вот у меня, например, сосед – суфий, мы спокойно общаемся и можем ходить друг к другу в гости. Единственный серьёзный инцидент, который был после этого – нашу мечеть сожгли. Мы построили времянку, она простояла год, и теперь построили большую новую мечеть. Некоторые прихожане получали смс-сообщения о том, что новая мечеть тоже будет сожжена. Мы ни к кому конкретных претензий не предъявляли, потому что не можем уверенно говорить о том, кто это сделал.

– В начале разговора имам говорил, что до того, как он пришёл на свой пост, определённые поводы для жёстких идей в джамаате имели место. Что за поводы?

– За последний год многие наши студенты разъехались и находились на учёбе за рубежом. В это время в джамаате вновь получили распространение идеи такфира. Люди стали опираться на разные обрезанные видеоролики в Интернете, стали брать знания откуда и от кого попало.

Интересно, что в тот период правоохранительные органы не создавали мечети проблем, и они появились именно сейчас. Как сказал имам, либо они на самом деле ничего не понимают в происходящем и просто ориентируются на численность, которая их в какой-то степени напугала, либо кому-то на самом деле выгодно раздувать здесь пожар.

(О том, что именно произошло в последнее время, какие вопросы полицейские задавали задержанным прихожанам, как изменились настроения джамаата с приходом нового имама и к каким изменениям в обществе это может привести, читайте во второй части интервью в следующем номере.)

Автор:

Абдулмумин Гаджиев

  • 0Akakij (Акакий 8(8722)) 28 апреля 2014 в 08:46

    Офигеть! А куда делся Фейзула?

    • 0astana (Абдула) 28 апреля 2014 в 11:59

      Понял не туда попал и ушёл!!!!!!

  • +4maxa05 (Горец) 28 апреля 2014 в 09:02

    я не знаю железка не железка, суфийский не суфийский, я захожу на пятничную молитву туда куда я попаду

    • +2nurmagomedov.a (MAX-05) 28 апреля 2014 в 13:44

      Я тут уже писал,что живу ровно посередине между Которовской и Малыгинской(бывшей джума) мечетями.Для меня тоже нет никакой разницы куда ходить на хутбу.Это дом Аллагъа,а не дом вахабитов или суфиев.
      Вот в тексте мне понравился ответ имама на вопрос корреспондента,кого мол больше,салафитов или суфиев?"Больше тех,кто не вдается в эти вопросы".Я принадлежу,ваЛлагъ,к этой категории мусульман.

      • 0astana (Абдула) 28 апреля 2014 в 15:48

        НурмухIемад лучше было бы если бы корреспондент задал ему вопрос можно ли делать жумягI в двух мечетях в одном селе по шариату если можно при каких условиях

        • 0highlander05 (-------->) 29 апреля 2014 в 19:02

          Факир, объясни пожалуйста, как это так получилось, что в вашем селе, со славной исламской историей, которой позавидует любое село, на данный момент действует ок. 40 мечетей, и рузман делается не вместе, а раздельно, на две части... алимы охраняются круглосуточно местными парнями, хотя есть отдел омона...

          • 0astana (Абдула) 29 апреля 2014 в 21:34

            05/когда в селе я с одним разговаривал.он говорит что алимы виноваты что это допустили.я ему сказал а в ливии .сирии. ираке. кто допустил.

  • +3demokratiyaloj (demokratiyaloj) 28 апреля 2014 в 10:33

    вот такие вот дела. кому то явно не нужен мир .тупые элементы для провокаций придостаточно

  • +1astana (Абдула) 28 апреля 2014 в 11:27

    (Через некоторое время Фейзулле пришлось уйти с поста имама. Для чего я это говорю? Чтобы показать, что никаким «вахабистом» он не был)выходит не вахабит ушел или может сказали уйди.а вахабити остались.Сперва делали такфир потом не делали потом опять начали, и еще говорит ничего не происходит, Кто хочет понять что происходит это может узнать спокойно каждый в своем селе даже кроме шамхала из какой мечети молодежь в лес уходит.а то получается как у жидов мы не виноваты а нас бьют. Для правительство кто ты плевать,лишь бы не трогали власть.

    • 0Lek76 (Муслим) 28 апреля 2014 в 12:15

      Он объясняет,что с теми кто делал такфир,велась работа,беседа,и они прекращали.Про уходы в лес,он ничего не говорил.Не нужно отсебятины.И почему ушел Фейзулла,это всего лишь твои догадки,которые ты выдаешь за действительность.Сам учишь всех,а элементарных вещей не знаешь,что нельзя слухи распускать.

      • 0astana (Абдула) 28 апреля 2014 в 12:25

        Тут долго писать я тебе это докажу как будешь в даге встретимся,

      • 0astana (Абдула) 28 апреля 2014 в 12:46

        Ты же честно не ответишь. если отвечаешь скажи ты когда начал делать намаз делали ли твои родители намаз ?

        • +1Usman05 (Усман) 28 апреля 2014 в 12:52

          даже если вчера начал, ты судишь о знании человека по сроку намаза?

        • –1Lek76 (Муслим) 28 апреля 2014 в 13:04

          Начал делать четыре года назад(Во имя Аллагьа),но Исламом интересуюсь с детства.Мои родители,к сожалению ,намаз не совершают.Но я не понимаю,к чему этот допрос,и что это меняет?Многие в Дагестане,всю свою жизнь намаз совершают,но так и не являются Единобожниками,и совершают деяния,не совместимые с Единобожием.Ты наверное понял,о чем я?

          • +3GamzatBek (Пользователь) 28 апреля 2014 в 13:25

            Он хочет сказать, что у него долгие традиции совершения намаза в семье. И, конечно, же неверно рассуждает в очередной раз. Можно 300 лет молиться и не знать стержневых вещей, можно за 5 лет многому научиться и понять. Тут и характер, воспитание человека, усидчивость, все это немаловажно. Если же он хочет подчеркнуть то, что его воспитывали в исламской среде, а тебя нет, пусть это уже на его совести останется. Проверить мы это не можем.

            • 0Lek76 (Муслим) 28 апреля 2014 в 13:52

              Можно за пять минут, понять смысл Единобожия,а можно прожив всю жизнь,так и не понять этого.

            • 0astana (Абдула) 28 апреля 2014 в 15:41

              Это я написал не для того что бы хвалиться что мол я такой то. Каждый сам лучше знает свои грехи.и каждый отвечает за свои деяния в судный день. Если хотите проверить я не прячусь и я не спортменно лучше будет если вы

              • 0astana (Абдула) 28 апреля 2014 в 15:44

                .сами себе проверьте.но с любим встречусь

            • –1astana (Абдула) 28 апреля 2014 в 16:09

              Пользователю клянусь (Всевышним Аллахом я не помню и не знаю ни одной проповеди от имама саляфита который призывал бы бороться с суфистами, что не скажешь об имамах суфистах, у которых кроме как лекций про вахабистов видимо не о чем рассказать Конечно не услышишь от настоящего салафита.) Салафиты это те у которых не разрывался дома намаз начиная от пророка (с.а.с)
              Это было ответом на это

              • 0Lek76 (Муслим) 28 апреля 2014 в 16:19

                Можно далиль на эти слова?Что саляфиты это те,у кого в семье не прерывался намаз,начиная от пророка(с.а.а.с).Если приведешь убедительный довод,я признаю свою ошибку,и салафитами буду называть,только таких людей.
                Только не надо говорить,что только при личной встрече,а здесь это сложно,и так далее.Это не проблема,для знающего и уверенного в этом.

Комментировать
Яндекс.Метрика Правообладателям · F.A.Q. · Пользовательское соглашение · О проекте · Реклама на сайте · Инвесторам · В Дагестане за сутки от COVID-19 умерли более 20 человек · В Дагестане за неделю от COVID-19 умерли более 90 человек · В Дагестане за сутки от коронавируса скончалось 16 человек
© 2009–2024 Мой Дагестан. Для лиц старше 18 лет. Пишите: admin@moidagestan.ru
Сгенерировано: 0.048780 сек.