ВКонтакте

Блоги

don't worrEEE, be хьинчи
highlander05 (-------->)
Лечь бы на дно как подводная лодка....!
Rozgdennyi (Александр)
Аааа..... Кавказская кухня ).!
Rozgdennyi (Александр)
Здравствуйте! ) Жители "МойДага! Задумка была такая....
Rozgdennyi (Александр)
Я, буду здесь завтра ))). Всем Здоровья и Добра!
Rozgdennyi (Александр)

Тут обсуждают

Знаменитые дагестанцы

Шамов Ибрагим Ахмедханович

Шамов
Ибрагим Ахмедханович

15.05.1930

Врач, заслуженный деятель науки РФ

Член союза писателей РФ

Личные блоги

+16nurmagomedov.a (MAX-05) / Чувяки(для Астаны Факира).

Чувяки всегда в моде! 2014-10-11Сапият МАГОМЕДОВА

Ох уж эти губденские щеголихи!Не спутаешь ни с кем! Круглолицые, сверкающие белизной кожи, так бережно хранящие секрет использования местной глины для сохранения молодости, что даже жительницы соседних районов изумляются и не могут его разгадать. А эта уникальная губденская мода, которой они не изменяют многие годы?!

По наряду губденку не спутать ни с кем из дагестанок. Даргинское прославленное капот-хъяво, скроенное из яркого шелка, панбархата или велюра, неизменные ярусы золотых цепей на шее, массивные старинные кулоны. Золота на губденках много не бывает! Его бывает просто очень много! А вот традиционным платкам гульменди на смену пришли итальянские шелка – уж больно пестры они и легки – не смогли губденки устоять перед заморским Диором, Роберто Кавалли и Этро.Вспоминается из детства массивный, золотом сверкающий сундук, занимающий половину родительской спальни. Там, в углу сундука, под новыми полотенцами, готовыми комплектами приданого для новорожденного, платками на все сезоны, стопками носовых платков, кусками душистого мыла для аромата прятались три пары губденских мачайти. Помните их?! Яркие, трех расцветок: красные, зеленые, синие, отложенные для каждой из дочерей, на вырост, чтоб ни одну не оставить в обиде. Воспользовавшись маминой неспешностью, можно былонырнуть с головой в сундук и выудить добычу – красную, самую яркую пару мачайти, а потом примерять, шаркать и даже пытаться сплясать ковырялку. Весело и радостно оттого, что скоро, ну вот совсем скоро, нога вырастет и из большого сундука чувячки переедут в обычную жизнь, и можно будет красоваться в них хоть каждый день!

Но одна из московских «экспедиций» – родительских кунаков – увезла из нашего дома не только все издания книг Расула Гамзатова, запасы кизлярского коньяка, но и заветные губденские чувячки из сундука. И нога выросла, так и непочувствовав легкости заветных башмачков: изящные туфельки в камнях и стразах пришли на смену мачайти, и не увидишь их в повседневной жизни, не купишь в обычном городском магазине. А меж тем промысел по производству мачайти жив. И чтобы убедиться в этом, мы едем в Губден.

ИЩЕМ МАСТЕРИЦУВ Губдене нет ленивых женщин. В каждом доме умелица на все руки! Вяжут, вышивают, шьют – есть чем заняться сельчанке долгими вечерами. В нескольких губденских семьях продолжают шить мачайти, причем ни одна произведенная пара обуви не успевает даже, как говорят, переночевать в доме – есть устойчивый спрос. Знаменитые губденские чувяки всего сорок лет назад носили почти все наши женщины: и взрослые, и молодые, и девочки. Удобные, красивые, они стоили приблизительно десять рублей.

История производства губденских мачайти так глубока, что они стоят в одной шеренге с такими прекрасными изделиями, как шемахинские шелка, кубачинские серьги, бухарские кафтаны, кумыкские тюлевые платки, харбукские ножи и т. д.

Как вы думаете, почему именно в Губдене появилась такая изящная женская обувь? Ведь в лучшем случае дагестанки носили неприметные чарыки из сыромятной кожи. В Губдене высоко почиталась и почитается женщина. Она не занималась заготовкой топлива, уходом за животными. В делах домашних женщина во многом была главной. Например, не принято было выдавать дочь замуж без согласия матери. Может быть, климатические условия и то обстоятельство, что губденки не занимались физическим трудом, сыграли роль в том, что они, как правило, белолицы, хрупки и красивы? Украсив всю себя с головы до ног, разве могла губденка смириться с грубыми будничными чарыками? Чувяки-губденки шились из желтого сафьяна, из тонкой белой мягкой кожи, украшались вышивкой. Позже сафьян стали красить, натирать специальными составами жира. Для блеска кожи варился специальный состав – пропитка, в который входили растительные масла. Как только появилась лакированная кожа, этот шик тут же стал использоваться для производства чувячек, которые стали еще милей и кукольней. Обувь шили мастера-мужчины, а вышивкой золотыми или разноцветными шелковыми нитками сафьян или сукно отделывали женщины.Новые чувяки надевались довольно туго, и потому у губденцев есть даже поговорка: «Черту чувяки наденет», что, конечно, означает ловкость и сноровку.

В свободное от хозяйственных дел время губденка Улангерек Магомедова садится за послушную швейную машинку «Чайка», которая не подводит ее многие годы. Мелькают руки мастерицы, перебирая заготовки будущих туфелек: вот подошва, вот стелька, вот будущий округлый носок.

Чувяки она изготавливает выворотным методом, в котором подошву с заготовкой скрепляют, а затем выворачивают лицевой стороной кверху.Та же «Чайка» помогает мастерице украсить уже почти готовую туфельку традиционным витиеватым узором. Каждое готовое изделие можно рассматривать бесконечно долго, дивяськропотливости, рациональности, тщательности кроя, отделки, а самое главное – трудолюбию изготовителя.

Плоды терпеливого труда Улангерек Магомедовой разбирают сельчанки, приезжают предприимчивые оптовички, которые потом везут продавать мачайти на знаменитый Цудахарский рынок, Ая-ла-базар. Заезжают за настоящими чувяками костюмеры фольклорных ансамблей, этномодельеры. На мой вопрос, понимает ли сама мастерица, что она и художник, и кутюрье, и модельер в одном лице, женщина только задорно смеется.

Есть такое мнение, что традиция – важный источник модных инноваций.Согласитесь, традиционные губденские чувячки один в один похожи на современные дико популярные «балетки». И пусть большинство носит теперь фабричную обувь, но если мне когда-нибудь придется поменять двенадцатисантиметровые каблуки на «балетки», то выберу я их дагестанский прототип – губденские мачайти!

Журнал «Женщина Дагестана» №8, 2014г.

  • +2Bellka. (jjjj) 7 сентября 2015 в 15:33

    О, Сапишка статью написала! ( простите, Сапият Идрисовна) :) Она хоть и не Губденка, а Сергокалинка, но тоже красотка. Соседка моя, вместе выросли :) Наше почтение )
    Те, которые слева, я бы взяла ;)

    • +1nurmagomedov.a (MAX-05) 7 сентября 2015 в 15:35

      Какой я тебе Сапишка?))))
      Шучу.

      • +1Bellka. (jjjj) 7 сентября 2015 в 15:37

        ))) Ты написал пост, а Сапишка статью:))

        • +2nurmagomedov.a (MAX-05) 7 сентября 2015 в 15:49

          У меня есть приятель-Шапишка,давай познакомим его с Сапишкой)))

          • +2Bellka. (jjjj) 7 сентября 2015 в 17:29

            А у меня есть знакомый Абишка :)
            А ты, как в фильме Гараж мне сказал " Какой я вам Толик?" )
            И вообще, где Астана? Мы с Мирой хотим знать, где покупать губденские балетки. Потому как лоферами, слипонами, мокасинами, топсайдерами и эспадрильями их не назовешь ))

  • +2MiRrrA (МиРа) 7 сентября 2015 в 17:08

    Где их можно приобрести, а то замучалась обувь подбирать, все натирают ноги, как не носи

    • 0Astana1 (Abdula) 7 сентября 2015 в 23:10

      Сказали 250 рублей многие делают еще оказывается

      • +1Saida315 (Саида) 8 сентября 2015 в 09:57

        250 рублей???

        • 0Astana1 (Abdula) 8 сентября 2015 в 10:23

          Так.

  • +1Saida315 (Саида) 7 сентября 2015 в 18:33

    А белые даже к свадебному платью подойдут.

  • +2Astana1 (Abdula) 7 сентября 2015 в 22:58

    Я тут я здесь как говорит бек, я тоже когда то шил подошвы к чувякам, сейчас очень мало этим занимаются. Моя хозяйка тоже делала чувяки и красила детскую люльку.

  • +1darvin1982 (☆) 8 сентября 2015 в 00:09

    На нашем диалекте название этой обуви так смешно звучит, что я когда прозношу это слово не могу не смеятся. Например: чубякке или ккуртталан шябякьне. )))

  • +4darvin1982 (☆) 8 сентября 2015 в 00:15

    Щас конечно их уже у нас никто не носит, но помню времена когда без них невозможно было найти женщин на свадьбе, как красные макасины, почти. Особенно все женщины садились в ряд по краю свадьбы и у всех чувяки. Все самые разные, одинаковые если попадались-позор. Даже помню , как у некоторых девушек у которых ноги чесались по танцам, но их никто не приглашал,то у таких девушек ноги с чувяками сами по себе начинали подтанцовывать в такт музыке. По моему сами девушки порой даже не подозревали что их ноги ну и чуваки на них сами по себе танцуют, но я то все видел)))))

  • 0Davlett (Давлет) 8 сентября 2015 в 00:26

    Словарная работа:мачайти-мачийлер,гюльменди-гюльмельди,это по-кумыкски.А ещё Улангерек-нужен парень(перевод с кумыкского).Объясните мне связь двух языков в Губдене? Там даргинцы живут? Или кумыки тоже? Или и те и другие?А?

    • +1nurmagomedov.a (MAX-05) 8 сентября 2015 в 09:32

      Губден находиться в Карабудахкентском районе.Рядом много кумыкских сел.Почти все губденцы(взрослые)свободно говорят на кумыкском.

    • 0Astana1 (Abdula) 8 сентября 2015 в 09:40

      Улангерек уйда юхъ, гьана хIезека пайда юхъ, кричали мы в детстве одной девушке, не помню почему.

Комментировать
Яндекс.Метрика Правообладателям · F.A.Q. · Пользовательское соглашение · О проекте · Реклама на сайте · Инвесторам · В Дагестане за сутки от COVID-19 умерли более 20 человек · В Дагестане за неделю от COVID-19 умерли более 90 человек · В Дагестане за сутки от коронавируса скончалось 16 человек
© 2009–2024 Мой Дагестан. Для лиц старше 18 лет. Пишите: admin@moidagestan.ru
Сгенерировано: 0.044220 сек.