ВКонтакте

Блоги

С днём 8 Марта! Международный женский день!
withoutreverse (old man)
don't worrEEE, be хьинчи
highlander05 (-------->)
Лечь бы на дно как подводная лодка....!
Rozgdennyi (Александр)
Аааа..... Кавказская кухня ).!
Rozgdennyi (Александр)
Здравствуйте! ) Жители "МойДага! Задумка была такая....
Rozgdennyi (Александр)

Тут обсуждают

Знаменитые дагестанцы

Хайбулаев Тагир Камалудинович

Хайбулаев
Тагир Камалудинович

24.07.1984

российский дзюдоист, олимпийский чемпион

На соревнованиях представляет Самару и Санкт-Петербург

Города и сёла

Кизилюрт

Город

Культовые места

Парк

Личные блоги

+18Saida315 (Саида) / Хранитель традиций

Я дежурная по постам походу.=)

------------------------------------------------------------------------------------------------

«Война не закончена, пока не похоронен последний погибший солдат». Эти слова великого полководца генералиссимуса Александра Суворова Хосар запомнил на всю жизнь. Слова запали в душу. Будучи еще подростком, Хосар активно участвовал в работе районного отряда ТОКСа, памятуя о деде, пропавшем без вести в Великую Оте­чественную. С тех пор розыск сведений о земляках, не вернувшихся с полей сражений, стал делом его жизни.

Хосар Хосаров уже более четверти века преподает в Геллинской средней школе Карабудахкентского района, которую и сам закончил в 1983 году. С выбором будущей профессии определился сразу: «Буду учителем», — сказал он родителям, и они его поддержали. Правда, многие сельчане недоумевали: как же так, ведь Хосар из рода прославленных кузнецов, работы его прадеда Шахманая в далеком 1873 году даже экспонировались на Всемирной выставке в Париже. Но, как говорится, сердцу не прикажешь.

Получив образование, достойно отслужив в армии, Хосар в 1987 году вернулся в родную школу и признается, что свою работу никогда ни на что не променяет.

Все эти годы его волновала судьба деда. Стал рассылать запросы, копаться в архивах. Деда, правда, не нашел, только выяснил, что тот попал в плен, был освобожден союзниками, а дальше следы его теряются в Нью-Йорке. Но в ходе своих поисков выяснил, что по документам из села ушли на фронт 280 человек, а по уточненным спискам оказалось, что было 324 бойца. Хосар установил места захоронения двенадцати геллинцев, считавшихся пропавшими без вести, семь из них были узниками концлагерей. Не довольствуясь данными только по своему селу, расширил круг поисков и выяснил судьбу еще 28 карабудахкентцев, пропавших без вести.

Самозабвенно занимаясь поиском, увлек и учеников, так в школе был создан отряд краеведов-следопытов – один из лучших в Дагестане.

Хосар вообще ничего не делает наполовину. Натура творческая, увлекающаяся, он с интересом смотрит на мир, ищет себя в разных ипостасях. Однажды увидев резную работу удивительной красоты, заинтересовался. Стал изучать книги, перелопатил весь Интернет, нашел различные стили, начал их совершенствовать. А когда освоил резьбу так, что инструмент стал продолжением руки, увлекся выпиливанием лобзиком. Часто приносил свои работы на уроки в качестве наглядного материала, рассказывал, заинтересовывал. Семя, посеянное в детских душах, дало всходы. Дети стали проситься в ученики. Тогда и был создан кружок «Умелые руки». Теперь работы учеников Хосарова становятся постоянными победителями на различных республиканских выставках-конкурсах.

Еще ребенком освоил Хосар арабский язык. Начал читать Коран, учить суры. Много позже эти знания пригодились мастеру в еще одном его увлечении – каллиграфии и реставрации старинных книг. Как родилось это увлечение?

- Бывая на сельском кладбище, я изучал могильные плиты, многие из которых датировались XVII-XVIII вв., — рассказывает он. – Тем, кто понимает арабскую вязь, эти плиты могут рассказать многое, читаешь и словно попадаешь в прошлое. Чувствуешь незримую связь времен. Однажды в древней полуразрушенной мечети нашел старые, полуистлевшие экземпляры Корана. В одном из них записи были сделаны сусальным золотом! Забрал книги домой, попытался их отреставрировать. В Интернете связывался с профессионалами, консультировался. Увлекся так, что теперь это еще одно мое хобби. Потихоньку изучаю, сопоставляю, открываю для себя что-то новое. В голове зреют образы, которые потом находят отражение на холсте. Так рождается каллиграфия.

Как вы уже поняли, Хосар –человек неравнодушный. Часто он видит то, на что другие не обращают внимания.

Многие из нас хотя бы раз наблюдали за детьми во дворе, не правда ли? Но мало кто интересовался, во что они играют. Все мы помним любимые с детства игры: «Семь камушков», «Казаки-разбойники», «Лапта». Услышишь, и сердце замрет. А перед глазами – лето, дворовые ребята, дележка на коман­ды с выдумыванием замысловатых «паролей», чтобы «враг» не догадался. Чья-то мама с балкона зовет свое чадо, увлеченное игрой… Эх, детство! К сожалению, сегодняшняя ребятня больше увлечена демонстрацией друг другу навороченных гаджетов, выяснением кто до какого уровня дошел в компьютерной стрелялке и консолидацией из серии «против кого дружим».

Наблюдая за детьми, Хосар понял, что они совсем разучились играть. Так родилась идея внедрить игры своего детства в учебный процесс. И вскоре геллинские мальчишки и девчонки на уроках физкультуры не просто бегали положенную стометровку, а развивали свои физические данные в играх, в которые играли еще их папы и мамы, бабушки и дедушки. Теперь старинные кумыкские игры «Эшек мююм», «Бош ер», «Айландыр, гавур, акь шавур», «Къарт Абай», «Йымырткьа» и многие другие стали постоянными составляющими урока. Стараясь увлечь детей, учитель увлекся и сам. Поначалу учил играм, которые знал сам, постепенно стал интересоваться, во что играли его предки. Узнавал у старожилов, искал в книгах, нашел единомышленников в Турции, Азербайджане, Башкирии. Собрал описание старинных игр тюрков. Его работой очень заинтересовались турецкие журналисты и вскоре в Гелли приехали телевизионщики турецкого канала, чтобы снять фильм о Хосаре и его хобби.

- Мне часто говорят: «Зачем тебе это надо?». Наверное, я считаю себя хранителем, но то, чем я занимаюсь, нужно не только мне, — это нужно всем нам, чтобы не потерять свою этнокультуру, не забыть свои корни, не предать память предков, — говорит он. — Все, чем я занимаюсь, – и поиск пропавших без вести солдат, и каллиграфия, и резьба по дереву, и собирание игр – это разные стороны многогранника, который называется национальной гордостью за свой народ, за свою землю, за свою историю.

  • +4darvin1982 (☆) 20 ноября 2015 в 17:51

    А я дежурный по плюсам.)))

  • +2/Dager777/ (Dager777) 20 ноября 2015 в 18:46

    Саиды..твои посты веют добротой и умиротворяют наш сайт.)

    • 0/Dager777/ (Dager777) 20 ноября 2015 в 18:46

      Саида) ..извини

  • 0atlan10 (atlan) 20 ноября 2015 в 18:53

    отличный пост и уже не первый.Надоели уже эти копировальщики постов о том как хорошо живут люди там где нас нет -)

    • 0Saida315 (Саида) 20 ноября 2015 в 19:27

      Это тоже копипост. Просто пройти мимо не могла.=)

      • 0atlan10 (atlan) 21 ноября 2015 в 15:23

        понимаю ,всеже это информация o том что и сегодня в жизни есть место хорошему ..наши ,,профи ,,копировальщики сюда такое не принесут,они заняты поисками информации где живется классно и как же все плохо здесь у нас .

  • 0gurman (Artur) 20 ноября 2015 в 19:03

    Играл все эти игры в детстве, ещё кашевара, в общем хороший пост.

    • 0Bellka. (jjjj) 20 ноября 2015 в 19:17

      Кашевара это как ?

      • 0gurman (Artur) 20 ноября 2015 в 19:30

        Ну делали копья из проводки и в банку из род консервы метали, там из солдат в маршалы пробивались

        • 0Bellka. (jjjj) 20 ноября 2015 в 19:33

          Сейчас, когда вспоминаю те же семь камушков или утки-охотники, думаю о том, что сейчас бы не полезла в игру, где в тебя пуляют мячом :)

          • 0gurman (Artur) 20 ноября 2015 в 19:43

            Наверно детство самое счастливое время для людей, когда ответственность несут родители, теперь я понимаю часть , большую часть и их желание иметь вождя, что бы как детстве себя ощущать, а решает пусть отец народов диктатор

            Я всегда был лучшим в играх, чувство соперничества, вспоминаю, а если ещё и девчата приходили поглазеть- то все! проиграть было нельзя никак!

            • 0Bellka. (jjjj) 20 ноября 2015 в 20:44

              А вы не вместе играли? У нас все вместе играли,т причем команды были смешанными.

              • 0gurman (Artur) 20 ноября 2015 в 21:40

                Ещё чего! Кто девчонку возьмёт в команду, нам слабаки не нужны))))), нет не в месте, другая игра это паркур по дагестанских, помнишь еврейские гаражи Бэлла не далеко от 28 школы, вот прыгали по ним, ну разве можно туда девушкам в юбках))

  • +3Bellka. (jjjj) 20 ноября 2015 в 19:17

    На фото дети играют в "Бояре..", если не ошибаюсь)

    • +2Davlett (Давлет) 20 ноября 2015 в 20:58

      "Вожатый,вожатый.Подай пионера" И дальше по тексту.По-моему эта игра.А муалим-от бога.Редкость в наши дни.Уверен,что ученики его обожают.

  • 0darvin1982 (☆) 20 ноября 2015 в 21:34

    А мне так нравилось играть в морской бой.

    • +1gurman (Artur) 20 ноября 2015 в 21:41

      Ну был периуд играл на уроках в школе, но мне не везло в таких играх

      • +1darvin1982 (☆) 20 ноября 2015 в 21:56

        Мне чаще везло)) может поэтому мне и нравилось.

        • 0gurman (Artur) 20 ноября 2015 в 22:14

          Там на везение и психологию, надо было понять куда противник мог спрятать флот, очутиться в его шкуре

  • –2Dar001 (Дар) 22 ноября 2015 в 17:04

    Традиции хранят или забывают .

Комментировать
Яндекс.Метрика Правообладателям · F.A.Q. · Пользовательское соглашение · О проекте · Реклама на сайте · Инвесторам · В Дагестане за сутки от COVID-19 умерли более 20 человек · В Дагестане за неделю от COVID-19 умерли более 90 человек · В Дагестане за сутки от коронавируса скончалось 16 человек
© 2009–2024 Мой Дагестан. Для лиц старше 18 лет. Пишите: admin@moidagestan.ru
Сгенерировано: 0.044315 сек.