Шейх Мухаммад-эфенди Яраги ( Магомед Ярагский) родился в 1777-м году в селении Яраг, расположенном на юге Дагестана, в семье лезгинского ученого. Благодаря его сильной тяге к знаниям и учебе с детских лет, он стал исламским ученым. Он изучил множество шар+7
Шейх Мухаммад-эфенди Яраги ( Магомед Ярагский) родился в 1777-м году в селении Яраг, расположенном на юге Дагестана, в семье лезгинского ученого. Благодаря его сильной тяге к знаниям и учебе с детских лет, он стал исламским ученым. Он изучил множество шариатских наук. В Дагестане не было человека, превосходящего его по знанию Корана.
Мухаммад-эфенди Яраги ( Магомед Ярагский) устраивал обеды и ужины, собирал горцев на встречи, предпринимал все возможное для того, чтобы привлечь людей и приумножить число своих сторонников. Усилия приносили свои плоды, ибо окружение его увеличивалось изо дня в день с невиданной быстротой. Однажды, когда перед его домом собралось много людей, Мулла-Мухаммед обратился к присутствующим с такими словами: "Я очень грешен перед Аллахом и пророком. До сих пор не понимал ни воли Аллаха, ни предсказаний его посланника Мухаммеда. По милости Всевышнего только сейчас у меня открылись, глаза и я, наконец, вижу, как подобно сверкающим алмазам проходит мимо меня источник вечной правды. Все мои прошлые деяния лежат на моей душе как тяжелое бремя грехов. Я потреблял плоды Вашего поля, я обогащался за счет Вашего добра, но священнику не пристало брать и десятой доли, а судья должен судить только за то вознаграждение, которое обещал ему Аллах. Я не соблюдал этих заповедей и сейчас совесть обвиняет меня грехах. Я хочу искупить свою вину, испросить прощения у Аллаха и у Вас и вернуть вам все, что я брал ранее. Подходите сюда: все мое имущество должно стать Вашим! Берите его и делите все между собой!".Так выступил Мулла-Мухзммед, но народ единодушно объявил, что Муллаа-Мухаммед сохранит и свой дом и свое имущество, и суровая кара постигнет каждого, кто осмелится дотронуться до них.Его глубокие познания, послужили причиной того, что со всех концов Дагестана к нему потянулись ученики. Его имя было известно далеко за пределами Дагестана - в Турции, Бухаре и Персии.
Чтобы понять учения Мухаммеда Яраги, вернемся немного назад и напомним некоторые моменты из истории развития мюридизма. Итак, в середине XIV века в среднеазиатском городе Бухаре один суфийский мыслитель Магомед Накшбандийский Мухаммед Бах аль-Дин аль-Накшбанди) основал новое учение сыгравшее немаловажную роль в истории не только средней Азии, но и всего мусульманского мира. По смерти мыслителя учение это, получившее название Накшбандийа (в русской историографии учение называется "мюридизмом"), из Средней Азии распространилось в Индию, а затем через страны Среднего Востока в конце XVII века добралось и до Кавказа. Такой долгий по времени путь распространения учения можно объяснить способом передачи духовных знаний в суфийской среде: от одной ступени постижения знания к другой ступени (таррикат) и от наставника - муршида, к ученику мюриду.
Приверженцы накшбандийзма полагали, что мусульманская община (умма) сбилась с праведного пути и отошла от заповедей пророка Мухаммеда. Соблюдение предписаний шариата и уклонение от недозволенных новшеств (бида) являлись одним из способов заставить народ жить праведно. Но этого по мнению новых проповедников было мало. Шариат должен был регулировать всю общественную жизнь, в том числе правление властителей должно также осуществляться согласно шариата. Ведь именно в том что умма сбилась с праведного пути виноваты в первую очередь власть имущее, погрязшее в грехе.
Между тем Мухаммад Яраги ( Мухаммад Ярагскийя) стал муршидом Накшбандийского тариката в Дагестане. Самым лучшим его мюридом и его правой рукой был Джамалуддин Гази-Кумухи.
В 1830 г. он выступил перед собранием представителей духовенства Дагестана в Унцукуле, где призвал всех к продолжению газавата, и по его же указанию Имамом был избран Газимухаммад. Он выдал свою дочь замуж за Газимухаммада. После его гибели, Мухаммад Яраги способствовал избранию Имамом Гамзата из Гоцатля. А когда и Гамзат был убит, Имамом был избран Шамиль, и Яраги поддержал его.
В одном письме, написанном Шейхом Мухаммадом Ярагским к Шамилю, говорится: "Если будешь держать постоянную связь с нами, то ты победишь, а если нет, то проиграешь".
Царские власти узнав о роли Мухаммада Яраги в Кавказской войне решили положить конец его деятельности. Он был арестован и сослан в Тифлис (Тбилиси), но вскоре он был освобожден.
Мухаммад Яраги умер в 1848 году. Похоронен он в селе Согратль Гунибского района. Его могила стала местом поломничества (зиярат) . Вместо себя он оставил муршидом Джамалуддина из Гази-Кумуха
_________________
Самым печальным является тот факт, что под общероссийскую колыбельную, немного посопротивлявшись, попал и дагестанский народ. История Дагестана не как республики, а как исторического места проживания коренных народов была предана забвению. Мало кто из нынешней молодёжи знает, чем прославился имам Шамиль и кто такие были Магомед Ярагский и имам Газимагомед. Старшему же поколению о них и вовсе не рассказывали в школе, заменив эти личности одним героем – Владимиром Ульяновым (Лениным).
Когда умер Ленин, про Шамиля вспомнили, правда, в сугубо корыстных целях. Одним он нужен был как напоминание центру о том, что горцы могут быть неспокойными, если им не давать денег и должностей. Другие использовали его имя, чтобы сделать имя себе. Это небольшой пример из истории горцев. В России же историю вспоминают, лишь когда нужно поднять боевой дух населения.
Имам Абу Ханифа был одним из великих имамов, но даже под пытками не стал судьей! Каждый человек познавший Аллагьа чурится власти и с большой неохотой занимает какие либо посты.
До сих пор нет улицы названая в честь первого имама Дагестан в Махачкале, хотя он достоин этого. Такое впечатление, что власти до сих пор боятся лишний раз напоминать о нем..
0musicdag (Назир) 6 марта 2011 в 21:52
Шейх Мухаммад-эфенди Яраги ( Магомед Ярагский) родился в 1777-м году в селении Яраг, расположенном на юге Дагестана, в семье лезгинского ученого. Благодаря его сильной тяге к знаниям и учебе с детских лет, он стал исламским ученым. Он изучил множество шариатских наук. В Дагестане не было человека, превосходящего его по знанию Корана.
Мухаммад-эфенди Яраги ( Магомед Ярагский) устраивал обеды и ужины, собирал горцев на встречи, предпринимал все возможное для того, чтобы привлечь людей и приумножить число своих сторонников. Усилия приносили свои плоды, ибо окружение его увеличивалось изо дня в день с невиданной быстротой. Однажды, когда перед его домом собралось много людей, Мулла-Мухаммед обратился к присутствующим с такими словами: "Я очень грешен перед Аллахом и пророком. До сих пор не понимал ни воли Аллаха, ни предсказаний его посланника Мухаммеда. По милости Всевышнего только сейчас у меня открылись, глаза и я, наконец, вижу, как подобно сверкающим алмазам проходит мимо меня источник вечной правды. Все мои прошлые деяния лежат на моей душе как тяжелое бремя грехов. Я потреблял плоды Вашего поля, я обогащался за счет Вашего добра, но священнику не пристало брать и десятой доли, а судья должен судить только за то вознаграждение, которое обещал ему Аллах. Я не соблюдал этих заповедей и сейчас совесть обвиняет меня грехах. Я хочу искупить свою вину, испросить прощения у Аллаха и у Вас и вернуть вам все, что я брал ранее. Подходите сюда: все мое имущество должно стать Вашим! Берите его и делите все между собой!".Так выступил Мулла-Мухзммед, но народ единодушно объявил, что Муллаа-Мухаммед сохранит и свой дом и свое имущество, и суровая кара постигнет каждого, кто осмелится дотронуться до них.Его глубокие познания, послужили причиной того, что со всех концов Дагестана к нему потянулись ученики. Его имя было известно далеко за пределами Дагестана - в Турции, Бухаре и Персии.
Чтобы понять учения Мухаммеда Яраги, вернемся немного назад и напомним некоторые моменты из истории развития мюридизма. Итак, в середине XIV века в среднеазиатском городе Бухаре один суфийский мыслитель Магомед Накшбандийский Мухаммед Бах аль-Дин аль-Накшбанди) основал новое учение сыгравшее немаловажную роль в истории не только средней Азии, но и всего мусульманского мира. По смерти мыслителя учение это, получившее название Накшбандийа (в русской историографии учение называется "мюридизмом"), из Средней Азии распространилось в Индию, а затем через страны Среднего Востока в конце XVII века добралось и до Кавказа. Такой долгий по времени путь распространения учения можно объяснить способом передачи духовных знаний в суфийской среде: от одной ступени постижения знания к другой ступени (таррикат) и от наставника - муршида, к ученику мюриду.
Приверженцы накшбандийзма полагали, что мусульманская община (умма) сбилась с праведного пути и отошла от заповедей пророка Мухаммеда. Соблюдение предписаний шариата и уклонение от недозволенных новшеств (бида) являлись одним из способов заставить народ жить праведно. Но этого по мнению новых проповедников было мало. Шариат должен был регулировать всю общественную жизнь, в том числе правление властителей должно также осуществляться согласно шариата. Ведь именно в том что умма сбилась с праведного пути виноваты в первую очередь власть имущее, погрязшее в грехе.
Между тем Мухаммад Яраги ( Мухаммад Ярагскийя) стал муршидом Накшбандийского тариката в Дагестане. Самым лучшим его мюридом и его правой рукой был Джамалуддин Гази-Кумухи.
В 1830 г. он выступил перед собранием представителей духовенства Дагестана в Унцукуле, где призвал всех к продолжению газавата, и по его же указанию Имамом был избран Газимухаммад. Он выдал свою дочь замуж за Газимухаммада. После его гибели, Мухаммад Яраги способствовал избранию Имамом Гамзата из Гоцатля. А когда и Гамзат был убит, Имамом был избран Шамиль, и Яраги поддержал его.
В одном письме, написанном Шейхом Мухаммадом Ярагским к Шамилю, говорится: "Если будешь держать постоянную связь с нами, то ты победишь, а если нет, то проиграешь".
Царские власти узнав о роли Мухаммада Яраги в Кавказской войне решили положить конец его деятельности. Он был арестован и сослан в Тифлис (Тбилиси), но вскоре он был освобожден.
Мухаммад Яраги умер в 1848 году. Похоронен он в селе Согратль Гунибского района. Его могила стала местом поломничества (зиярат) . Вместо себя он оставил муршидом Джамалуддина из Гази-Кумуха
_________________
Самым печальным является тот факт, что под общероссийскую колыбельную, немного посопротивлявшись, попал и дагестанский народ. История Дагестана не как республики, а как исторического места проживания коренных народов была предана забвению. Мало кто из нынешней молодёжи знает, чем прославился имам Шамиль и кто такие были Магомед Ярагский и имам Газимагомед. Старшему же поколению о них и вовсе не рассказывали в школе, заменив эти личности одним героем – Владимиром Ульяновым (Лениным).
Когда умер Ленин, про Шамиля вспомнили, правда, в сугубо корыстных целях. Одним он нужен был как напоминание центру о том, что горцы могут быть неспокойными, если им не давать денег и должностей. Другие использовали его имя, чтобы сделать имя себе. Это небольшой пример из истории горцев. В России же историю вспоминают, лишь когда нужно поднять боевой дух населения.
0SAGID3000 (Саг1ид) 6 октября 2013 в 13:57
Вот бы нашим ворам пришло такое прозрение.
–3zaur.99@mail.ru (амир дубай) 5 апреля 2011 в 15:57
если он знал коран лучше всех и был уважаемым человеком тех времен,почему его не назначали имамом ??????????????????????????
+1Mrrasha (Рашид) 18 октября 2011 в 21:56
Имам Абу Ханифа был одним из великих имамов, но даже под пытками не стал судьей! Каждый человек познавший Аллагьа чурится власти и с большой неохотой занимает какие либо посты.
+2raji (раша) 26 апреля 2011 в 09:44
Прежде чем писать знать на историю. Всех трех имамов Дагестана назначал с легкой руки шейха Ярагского.
0TIGR1 (ТАГИР) 26 сентября 2011 в 14:55
Он был больше чем имам,он был Шейхом который назначал,воевал и направлял силу в нужное русло.
0Adil2902 (Adil) 5 августа 2012 в 23:28
кстати что то я его не нашел среди знаменитых Дагестанцев, неужели его не добавили?
0BARAKAT55 (ГИМРИНЕЦ) 12 марта 2014 в 14:05
Зато не забыли включить в знаменитости Дахадаева, Амирова , Дедушку и подобных им.
0BARAKAT55 (ГИМРИНЕЦ) 12 марта 2014 в 14:26
До сих пор нет улицы названая в честь первого имама Дагестан в Махачкале, хотя он достоин этого. Такое впечатление, что власти до сих пор боятся лишний раз напоминать о нем..