+13sira86 (Сиражудин) / ИНТЕРНЕТ И ЭКСТРЕМИЗМ
Социальные сети в современном виде появились в самом начале XXI
века. Они быстро стали универсальным средством общения. В мире к
концу этого года будет насчитываться почти 1,5 млрд. пользователей
социальных сетей. Наиболее распространенными из них в России являются
«Живой Журнал» (более 8,6 млн. пользователей), «Фейсбук» (почти 7
млн.), «ВКонтакте» (более 43 млн. зарегистрированных аккаунтов2) и
«Одноклассники» (более 200 млн.).
Так же как и средства массовой информации, социальные сети
становятся объектом внимания разнообразных экстремистских групп,
ведущих достаточно активную работу. Особая опасность
террористической идеологии заключается в видимости совпадения
декларируемых ею ценностей с общечеловеческими ценностями
(декларирование неприятия наркомании, пьянства, беззакония, коррупции
и всех видов преступности, пропаганды насилия и безнравственности в
СМИ и т.д.), а также в обосновании необходимости применения
насильственных методов и средств ради достижения поставленных целей.
Экстремизм как форма крайней, бескомпромиссной приверженности
каким-либо взглядам, концепциям (неважно политическим, религиозным,
поведенческим) существует не первый век. С проблемой экстремизма и
его крайней формы – терроризма, сталкивались и древние греки и
римляне, так или иначе это была проблема для государств и обществ в
средние века и новое время. Начиная с XIX века и вплоть до сегодняшнего
дня эта форма противодействия нормальному развитию общества и укладу
жизни стала насущной проблемой. Не нужно считать, что это лишь
проблема государства и каждого человека в отдельности она не касается.
Это не так — при захвате заложников или теракте с использованием
взрывных устройств в первую очередь страдают простые граждане.
Для противодействия распространению идей экстремистского толка
усилий только органов государственной власти недостаточно, да и
уследить за всем Интернетом, пусть даже лишь за его русскоязычным
сектором, невозможно. Необходимо, чтобы каждый здравомыслящий
человек понимал, к чему могут привести необдуманные поступки и
следование за человеческими «существами», основная цель которых –
насилие.
За последние годы в Интернете появилось большое количество
разнообразных социальных сетей и блогов, характерными особенностями
которых являются:
· возможность создания личных профилей (открытых или с
ограниченным доступом), в которых зачастую требуется указать
реальные персональные данные и другую информации о себе (место
учебы и работы, контактные телефоны или адреса электронной
почты, хобби, жизненные принципы и др.);
· предоставление практически полного спектра возможностей для
обмена информацией (размещение фотографий, видеороликов,
текстовых записей, организация тематических сообществ, обмен
личными сообщениями и т.п.);
· возможность формировать и поддерживать список других
пользователей, с которыми у «владельца» имеются различные
отношения и схожие взгляды (дружба, родство, деловые и рабочие
связи, хобби, политические и иные пристрастия).
Русскоязычный сектор блогосферы и социальных сетей можно
условно разделить на несколько сегментов:
А) «Живой Журнал» (далее — ЖЖ), старейший из блогосервисов
Рунета (ныне переживающий определенный кризис), интерфейс этого
сервиса, когда-то работавшего в «закрытом» режиме3, подразумевал навык
пользователя писать связные, аргументированные тексты, а древовидная
система комментариев – вести множество независимых друг от друга
дискуссий. Сегодня этот сервис считается прибежищем «интернет-элиты»,
обсуждающей заумные тексты. Он характеризуется старомодным
интерфейсом и невозможностью ставить «лайки»4. Основная масса
известных «тысячников» (то есть пользователей, имеющих более 1000
официальных подписчиков) использует в качестве основной площадки
именно ЖЖ, в том числе и для политической активности, зарабатывания
денег и т.д.
Б) «Фейсбук», ныне все более популярная социальная сеть,
постепенно перетягивает к себе аудиторию ЖЖ. Она менее требовательна
к интернет-каналу, удобнее для доступа с помощью мобильных устройств,
но в отличие от ЖЖ не поддерживает длинные тексты (максимум 5000
знаков), да и система комментариев не подразумевает удобства при
ведении длинных дискуссий. Появление кнопки «like», дающей
возможность отметить интерес и не требующей писать ответ, резко
снижает интеллектуальную нагрузку на пользователя. Гораздо более
распространена среди молодежи, а система мгновенных сообщений служит
все более и более удобной заменой интернет-мессенджерам, типа ICQ или
QIP.
В) «ВКонтакте» и «Одноклассники» — отечественные социальные
сети, получившие максимальное распространение. Они не требуют
хорошего, «широкого» интернет-канала и во многом именно поэтому
имеют гораздо большее распространение там, где доступ в Интернет имеет
определенные ограничения. Полностью русскоязычный интерфейс более
удобен для аудитории, не владеющей иностранными языками. Именно эти
сети получили наибольшее распространение среди молодежи до 25 лет в
сельской местности или небольших городах. Эти социальные сети не
подразумевают умения создавать длинные связные тексты или вести
аргументированную дискуссию. Они наиболее приспособлены для обмена
визуальной информацией – фото или видео.
Именно здесь, в социальных сетях и блогосфере, пользователь
Интернета получает большую часть виртуального общения и может
контактировать с носителями любых идей. От реального мира это
виртуальное пространство отличается не только объемом информации,
скоростью доступа и количеством возможных контактов, но и резким
снижением уровня контроля за контактами со стороны кого бы то ни было
– от родителей до правоохранительных органов. Именно из-за этого
интернет-пространство так «полюбилось» разного рода идеологам и
вербовщикам экстремистских организаций. Сидя в тепле и уюте, зачастую
вдали от территории Российской Федерации, можно вести индивидуальную работу по вербовке в ряды бандформирований молодежи из любого региона страны, с минимальным риском для себя.
Есть и еще одно объяснение, почему Интернет, и в частности социальные сети, так популярны у адептов экстремизма –им нужна «трибуна» для пропаганды своих взглядов. Официальные, действующие в правовом поле, лицензированные средства массовой информации (газеты, радио, телевизор) для них закрыты, поэтому на сегодня Интернет — единственная
доступная трибуна, имеющая потенциально широкую аудиторию.
Конечно, кроме присутствия в социальных сетях и блогосфере,
экстремисты всех мастей стараются иметь и собственные сайты, но доступ
к ним блокируется, спецслужбы стараются закрывать подобные ресурсы,
да и аудитория у них сравнительно небольшая. Хотя, учитывая рост
Интернета, этих ресурсов становится все больше: в 1998 году
террористические структуры поддерживали всего 12 сайтов. Уже к 2005
году их насчитывалось около 4800, а в настоящее время, по оценкам
экспертов, – около 10 тысяч. Кроме того, в сети функционирует большое
количество новостных агентств и сайтов, напрямую не связанных с
террористическими организациями, но разделяющих их идеологию и
оказывающих террористам поддержку в различных формах. Чтобы
избежать блокировки со стороны органов власти, многие сайты постоянно
меняют свои адреса. В русскоязычном секторе Интернета в настоящее
время работают около 200 сайтов, поддерживающих идеи терроризма и
экстремизма. Несмотря на достаточно большое количество, аудитория у
них сравнительно небольшая и формируется в основном за счет тех, кто
уже принял для себя ошибочное решение – связать свою жизнь с
терроризмом.
Для привлечения непосредственно на ресурс новых сторонников их
сначала нужно найти где-то в другом месте, вступить в контакт, убедить в
своих идеях и после этого лишь привлечь на ресурс, особенно если прямой
доступ к нему закрыт. В социальных сетях все гораздо проще – аудитория
необъятная, достаточно написать в любой дискуссии короткую ремарку,
как собеседники сами придут, чтобы начать спор, а дальше – «дело
техники». Методы информационного воздействия, которыми пользуются
вербовщики и распространители противоправных идей, не новы. Это
старые и хорошо известные средства, такие как подтасовка фактов, игры на необразованности или незнании определенных вещей,
манипулирование тенденциозно подобранными новостями и яркая
риторика. Эти методы идеально работают и в обычной жизни: вспомните,
как легко «заводится» толпа на митингах или болельщики на стадионе,
как просто вбрасывается любая, самая бредовая идея и как в виде слухов
она начинает распространяться на любые расстояния, по пути обрастая
фантастическими подробностями и домыслами. Социальные сети и
блогосфера – это та же уличная толпа, только охват существенно больше и
скорость распространения на порядок выше, а учитывая привычку
большинства пользователей — увидев яркий, броский заголовок нажимать
на кнопку «репост», «ретвит» или «поделится», можно сказать, что
процесс распространения слухов превращается в неконтролируемое
цунами. Есть еще одна проблема, из-за которой слухи и недостоверная
информация получают такую фантастическую скорость распространения –
нежелание и/или неумение перепроверять полученную информацию.
Единственный метод борьбы с подобным волнообразным
распространением «вброса» — проверка и перепроверка информации.
Как выглядит «экстремистский материал»? Конечно, признать тот
или текст экстремистским может только суд, но знать и уметь находить
признаки экстремизма Вы должны уметь. Итак, если в тексте содержаться:
1. призывы к изменению государственного строя насильственным
путем (т.е. призывы к революции, к восстанию, к неповиновению законно
избранной власти, а также собственно эта деятельность);
2. публичные призывы к осуществлению террористической
деятельности или публичное оправдание терроризма, в том числе с
использованием средств массовой информации (под этим понимается
заявление того или иного лица (источника) о признании идеологии и
практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и
подражании);
3. возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной
розни (призывы к убийству, избиению или выселению лиц определенной
национальности или вероисповедания);
4. пропаганда исключительности, превосходства либо
неполноценности человека по признаку его социальной, расовой,
национальной, религиозной или языковой принадлежности.
Если в увиденном Вами тексте присутствует хотя бы один из
перечисленных признаков – относится к этому тексту надо с повышенной
настороженностью.
6 сентября 2014 1
+1Bellka (Бэлла) 6 сентября 2014 в 22:38
Какое счастье, что кроме мойдага меня нигде нет )))) А если серьёзно, то в инете, как и в еде не надо быть всепоглощающим. А то некоторые как будто бояться, что без них произойдёт что то интересное и сидят в 5466543 соцсетях одновременно. Жуть. А жизнь то проходит мимо. Жалко мне таких людей.