ВКонтакте

Блоги

Аааа..... Кавказская кухня ).!
Rozgdennyi (Александр)
Здравствуйте! ) Жители "МойДага! Задумка была такая....
Rozgdennyi (Александр)
Я, буду здесь завтра ))). Всем Здоровья и Добра!
Rozgdennyi (Александр)
Срочно нужен Новый Год.
darvin1982 (☆)
Байрам или байрамидзе?)))
SHAPI_KAZANISH (Къазаныщ къумукъ тамгъа)

Тут обсуждают

Знаменитые дагестанцы

Исинбаева Елена Гаджиевна

Исинбаева
Елена Гаджиевна

3.06.1982

Спортсменка в прыжках с шестом, двукратная олимпийская чемпионка

Отец Елены — Гаджи Гаджиевич Исинбаев, по национальности — табасаранец, мать - русская.

Личные блоги

+17GI (Gamid) / Адаты селения Урада. Об урадинском правосудии

Из третьего неопубликованного тома Леонтович «Адаты кавказских горцев»

1. Адаты селения Урада. Об урадинском правосудии.

1. Если один ударит другого кулаком в пределах нахията, то ударивший должен отдать быка; если он ударил вне нахията (в поле), то должен отдать корову.

2. Если один ударит другого кинжалом, перстнем, камнем или костылем, то за ним два (медных) исправных котла общим весом четыре ратала, один из котлов для раненого, другой – для жителей селения.

3. Если кто-либо присвоит или испортит чужую землю или что-либо другое, то за ним семь голов коров.

4. Если женщина криком объявит, что ее изнасиловали, за тем, кто изнасиловал, два (медных) котла и один бык. Если же они (мужчина и женщина) оба согласились на прелюбодеяние, то за тем и за той два быка и четыре котла. Если заявление женщины вызывает подозрение, то мужчина принимает присягу вместе с тремя мужчинами, равнодушными к нему. Если окажется, что женщина в своем крике неправа, то за ней оба котла и бык.

5. Если после драки оба подравшиеся спорят о том, что кто ударил первый, то их дело разбирается как дело тех, которые отказываются от присяги.

6. Если совершеннолетний ударит мальчика в присутствии его родителей или одного из них то за ударившим одна корона.

7. В отношении удара, кражи к других преступлений муталим и слуга (из другого аула) по истечении трех ночей приравниваются к жителем селения.

8. То, что испортил слуга, возмещается хозяином (у которого находится этот слуга) и все взыскания налагаются на него.

9. Если об одном из вышеизложенных преступлений узнают очевидностью или донесением лиц, которым можно поверить или донесением одного такого лица с одновременной присягой потерпевшего, то дело разбирается согласно этому. Если подозревают кого-либо в совершении им одного из этих преступлений, то принимается присяга вместе с мужчинами.

10. Зa шурата (полицейские), уличенными в измене, – одна корова.

11. Если жители одного селения подерутся с жителями другого селения и причинят ранение или убийство части из них, то взыскание налагается на всех жителей селения.

12. Если кто-либо украдет в селении, в поле, на сенокосе, где бы то ни било корм, солому, или что-нибудь такое, то за ним бык и котел.

13. Если кто-либо пустит скот чужого селения на территорию селения Урада, то за ним одна корова. Если же сам пастух знает, что он скот пасет на территории Урада, то корова взыскивается с него.

14. Если кто-либо использует чужого быка в пахоте, то за преступником для хозяина быка шаль (местное сукно).

15. Раб приравнивается к узденю во всем том, что изыскивается с него за ранение, убийство и кражу или порчу чужой собственности.

16. Если кто-либо зайдет в чужой сад с целью кражи, то за ним одна корова.

17. В число жителей селения не должен быть включен тот, который не является их, на него не должно распространяться ни добро, ни зло, если даже чужой придет с быком или лошадью для жителей селения. За тем, кто даст чужому человеку жить в своем доме или имении, одна корова. Если придет кто-нибудь с чужим человеком в селение для житья, то за ним одна корова.

18. Жители селения согласились дать хозяину, у которого украли имущество и доверенному им лицу право предъявить иск к вору, согласия трех шурата в любое время, не ограничивая это право сорока днями и т.п., как это было у наших отцов. Если при предъявлении иска вер не присягнет с тремя назначенными лицами в назначенный день, то за вором возмещение.

19. Если кто-либо со своими овцами пойдет в другое селение для дойки то за ним одна корова.

20. Если кто-либо присоединит производителей – баранов из чужого селения со своими баранами и будет пасти их на территории нашего селения, то за ним шать (сукно).

21. За тем, кто наложит свое тавро на нем свое животное, один бык.

22. За тем, к сел па чужую лошадь без разрешения хозяина или надел узду или привязал на ее шею веревку, один бык.

23. За лицом, который отдал животное вору из чужого селения или нахията и за тем, кто покажет вору конюшню, все то, что за вором – он должен возместить пропашите и уплатить штраф как вор.

24. Если лица, которые должны принять присягу в пользу того, на кого предъявлен иск, уклонятся от присяги (отсюда включаются имам, мураддин и кузнец), то за каждый из них штраф – корова.

25. 3а тем, кто купил целину, начиная от Зиндалхар до селения Лах, один бык.

26. Если кто-либо пустит воду по тому направлению, по которому она не текла и не примет меры в течение трех дней после сообщения, то он приравнивается к тем, которые злоупотребляют чужой землей.

27. 3а тем, кто уполномочит человека из чужого селения, один котел.

28. 3а тем, кто помогает человеку из чужого селения в его действиях против врага на нашего селения, один бык.

29. Если тот, за кем установили штраф, иди дият или долг придаст свое имение победителю или другому лицу из нашего селения или из другого селения, то сельское общество отберет у покупатели то, что он купил.

30. Если женщина или Нальчик на своем имении или вне его убьет чужую скотину и хозяин скотины скажет мужу или отцу, принимай присягу или я приму, и муж или отец скажет нет, не приму, и последний не хочет, чтобы истец принял присяг, то за ним стоимость скотины.

31. Долю штрафа берет только тот, который бы не возвратил хозяину. Если кто-либо возьмет ее и вернет хозяину, то за нарушителем семь коров.

32. 3а тем, кто убьет мусульманина несправедливо, котел и бык для населения, один названный кровный бык от рода убийцы для рода убитого и вместе с быком отдается ей котел, принятый давать за кровь и тридцать коров. Половина этих коров по стоимости отдается наследникам убитого.

33. Если убийца до истечения одного года выйдет из кровного дома, то за ним за каждый день выхода по одному котлу.

34. За тем, безразлично мужчина или женщина ,кто дает ложные сведения (насплетничает) о прелюбодеянии или убийстве – большая мерка (зерна).

35. Если кто-нибудь из наследников убитого ударит жену или детей убийцы, то за ним один бык.

36. За тем, кто ударит такого человека или того, кто ударил глубокого старика, нет ничего – они не привлекаются к ответственности.

37. Если родственники убитого запретят родственникам убийцы выходить из своих домов и после истечения недели, то им отказывается в выдаче дият.

38. Дият, который причитается от убийцы, взимается с него, если даже его убьют и не возвращается поело убийства.

39. Жители селения Урада согласились взыскивать а с лица, которое не вышло к табуну лошадей до рассвета, штраф в размере большом мерки; а с лица, которое отсутствовало целый день – шаль (сукно).

40. Если кто-либо пошлет в наш табун лошадей из другого селения без согласья нашего селении, то за ним шаль.

41. Если кто-нибудь отделится и не пошлет своих лошадей в общественный табун и не будет пасти его (его очередь), то за ним по шали с каждой головы его лошадей и кобылиц.

42. 3а пастухом табуна котел, если в его очередь украдут лошадь или кобылицу.

43. Жители селения согласились на следующее: если кто-нибудь продаст чужому свою пахотную землю сенокос и т.п., находящиеся за горкой Хунуб, за дорогой Хинуб, за речкой Ларада, за Ламой рекой, то с него ежедневно взыскивается котел до тех пор пока не возвратит его.

44. Если кто-либо арендует свою землю человеку чужого селения для молоться, то за ним котел.

45. 3а тем кто отдаст в аренду свою землю, расположенную за большим мостом, для овец, хозяин которых не арендует, то за ним котел.

46. Если из-за тяжбы или спора, происходившего и интересах селения кто-нибудь пострадает и последний совершит преступление в отместку – или ранит, убьет кого-либо, истребит имущество, то все возмещение за всем селением (а не за пострадавшим).

47. Жители селения согласились также на следующее: возмещение того, что происходит из-за селений с согласия жителей как-то дият за убийство, стоимость испорченного имущества, селение берет на себя. Если же порча имущества произошла без согласия жителей селения, то возмещение его за тем, кто испортил.

48. если скотина потравит посев другого, то хозяин скотины имеет право принять присягу вместе с человеком, которому можно верить о том, что убыток, причиненный его скотиной, не превышает одного саха. Если он присягнет так, то он возместит только убыток в размере одного саха. Если за хозяин скотины откажется от присяги, то хозяин посева имеет право принять присягу о том, что убыток, причиненный скотиной, доходит до того-то, но не больше трех мерок на один скотно -день.

49. То, что испорчено скотиной, взыскивается с пастуха, если порча случится в его отсутствие.

50. Если женщина забеременеет от чужого человека и она предъявит иск (или обвинение к одному, потом к другому, потом к третьему и все они откажутся, то родственник женщины имеет право потребовать оправдания от одного из них. Это-то, что сказала знать селения Урада.

51. Если кто-либо пойдет в чужое селение с доносом о каком-нибудь намерении (наших жителей) о порче чего-либо (нашими людьми),об убийстве и т.п., то с него взыскивается один бык со стоимостью восьми котлов в качестве штрафа он ответственен также за последствия этого доноса: с него взимается дият за совершенное убийство, стоимость истребленного имущества. Если кого-либо подозревают в доносе об убийстве, то он должен принять присягу вместе с 15 лицами о том, что он не доносил. Если же его подозревают в доносе не об убийстве, то с ним присягают три человека.

Объяснение местных названий

Будун или Мола – духовное лицо. Он читает Коран при собрании мусульман в мечети на молитву. Совершает призывы на молитву в известные часы дня и исполняет прочие требы, установленные религиею.

Бук – штраф, установленный в некоторых случаях и разделяемый между турчаками всех обществ.

Бязь – бумажная материя.

Гаджий – мусульманин, хоть раз в жизни ходивший в Мекку для поклонения гробу Магомета.

Джамаат – общество одной деревни.

Кадий – лицо, управляющее обществом.

Канлы – кровный враг, так называется убийца, в отношении родственников убитого и подвергающийся их преследованию. В некоторых обществах вместе с убийцею становятся канлиями родственники или соучастники убийцы.

Кара – называется убийство, совершенное при таких обстоятельствах, которые усиливают вину преступника.

Каравашка – холопка.

Карты – лица, избираемые обществом для разбора и решения вместе с кадием всех споров и жалоб.

Кары – мера длины, ¾ аршина.

Кул – холоп.

Кунак – два лица из разных деревень, ведущие между собой знакомство и останавливающиеся постоянно друг у друга в доме. Для каждого хозяина считается оскорблением, если приехавший из другой деревни кунак остановится не в его доме, а зайдет на ночлег к другому.

Мангуш – лицо, передающее приказания кадия и распоряжающееся приведением в исполнение приговоров кадия и картов.

Саба – мера емкости для зерна. Саба весит около пуда.

Сах – такая же мера. 4 1/2 сах составляют одну сабу.

Тургаки – лица, ведущие в деревнях порядок в отбывании общественных повинностей и делающие наряд на оные, а также исполняющие все полицейские обязанности.

Тусевы – так называются присягающие вместе со свидетелем или родственники его, когда родственники эти должны дать присягу не по степени родства, а по выбору противной спорящей стороны.

Хатун-Таллах – особой формы присяга, которую принимают только женатые мужчины. Если окажется, что присяга принята ложно, то присягавший должен развестись со своей женой.

Продолжение следует...

  • +2just_amina (♥♥♥) 20 марта 2014 в 00:42

    Простите, и это все соблюдается?

    • +1GI (Gamid) 20 марта 2014 в 00:53

      это соблюдалось до революции))... щас кое где остались адаты регулирующие моральные принципы

  • +4GAZIMUHAMED (Газимагомед) 20 марта 2014 в 01:00

    Это свод законов Гидатлинского вольного общества,куда входил село Урада.Важно что еще в те времена(16-18 век если не ошибаюсь) были прописаны правила правосудия,понятные для всех.

    • 0GI (Gamid) 20 марта 2014 в 01:10

      эти адаты опубликованы Леонтовичем в 1882 году в Одессе... значит, эти адаты действовали до этого времени, и имели быть место

  • +6Cedar (СИБИРСКИЙ КЕДР) 20 марта 2014 в 01:07

    Ну всё! Начитался я адатов. Теперь во сне будут сниться - тому отдать котел, другому дать быка, третьему шаль. Короче я лучше буду Кадием. ))

    • +4MANOWAR/ (Чел) 20 марта 2014 в 01:11

      Сибирским

      • 0Cedar (СИБИРСКИЙ КЕДР) 20 марта 2014 в 01:13

        Запросто ))

  • +4markzveroboj1 (Малек) 20 марта 2014 в 03:09

    Толкование слов неверное. Будун --мудзин, мулла - имам, кади - судья. магъуш - глашатай.
    У гидатлинского общества, куда входила и село Урада были общие адаты и нормы поведения. Более того эти адаты и нормы регулировали взаимоотношения с другими обществами в том числе с Аварским ханством, т. е были договорные отношения, которые регулировали, как гражданские, так и уголовные правоотношения.

    • 0markzveroboj1 (Малек) 20 марта 2014 в 03:09

      будун -муэдзин.

  • +1Murad1905 (Мартовский) 20 марта 2014 в 20:11

    В селе Урада в данный момент 50% молодежи шабатки. Свое село позорят.

  • 0Murad1905 (Мартовский) 20 марта 2014 в 20:13

    Со мной много пацанов с Гидатли учились. Среди них только один был примерным. А остальные ....

    • +1GI (Gamid) 20 марта 2014 в 21:02

      уже не те времена)

      • 0Murad1905 (Мартовский) 20 марта 2014 в 22:59

        Так то да...

Комментировать
Яндекс.Метрика Правообладателям · F.A.Q. · Пользовательское соглашение · О проекте · Реклама на сайте · Инвесторам · В Дагестане за сутки от COVID-19 умерли более 20 человек · В Дагестане за неделю от COVID-19 умерли более 90 человек · В Дагестане за сутки от коронавируса скончалось 16 человек
© 2009–2024 Мой Дагестан. Для лиц старше 18 лет. Пишите: admin@moidagestan.ru
Сгенерировано: 0.048319 сек.