+5Культура / В Турции установили памятник Имаму Шамилю
В парке «Махачкала» в турецком городе Ялове установлен памятник имаму Шамилю. Инициатива увековечить образ легендарного горца принадлежит выходцам из Дагестана, проживающим ныне в Турции. На церемонию открытия прибыла представительная делегация из Дагестана.
Этого события здесь ждали 20 лет. Открытие памятника имаму Шамилю совпал с Фестивалем кавказского танца, который традиционно проходит в Ялова в июле. Уже в восьмой раз сюда съезжаются ансамбли со всего Кавказа, а с прошлого года примкнули и балканские страны. Очень кстати, здесь оказался детский хореографический ансамбль «Ватан». Ближе к полудню в парк «Махачкала» города прибыла делегация из Дагестана во главе с заместителем главы города Махачкалы Багандом Магомедовым. Следом подходят представители мэрии города Яловы, возглавляет которую Председатель правления Якуб Кочал и губернатор области.
Официальная часть по традиции Турции начинается с гимна. Идея установления памятника принадлежит председателю фонда Шамиля в Турции Гёкхану Ментешу. Кстати он выходец из селения Карата. Его организация поддерживает здесь дагестанскую культуру и традиции. Поэтому им и выпала честь открыть церемонию. Парк «Махачкала» расположен в самом центре Яловы, рядом с мэрией. Так было решено еще в конце прошлого столетия, когда наши города стали побратимами. С тех пор как мэр Яловы и столицы Дагестана Саид Амиров заключили договор о сотрудничестве отношения двух городов перешли на качественно новый уровень. Специально на церемонию открытия памятника администрация Махачкалы отчеканила в Петербурге значки с профилем имама Шамиля для представителей Яловы. А золотую медаль для мэра турецкого города. В заключение — фотография на память. Представители Яловы спешат проститься с гостями. Администрацию ждут проблемы горожан. А для диаспоры и гостей все только начинается.
Жители Яловы наблюдают за происходящим с любопытством. Их не удивляет незнакомая речь и культура, не возникают вопросы толерантности и ксенофобии. Дагестанские турки или турецкие дагестанцы здесь в пятом поколении. Их более 30% от всего населения города. Они придерживаются исконно горской культуры и традиций. В совершенстве владеют аварским языком. Ахмад Оссюмар выходец с Гергебиля, сейчас занимает пост заместителя мэра Ялова. Хоть и не владеет родным языком, но душой горец. Не терять свои корни – главный принцип нашей диаспоры в Турции. Каждый дагестанец знает, кем были его предки, из какого он района и села. И будет хранить свой язык, историю и традиции.
20 августа 2011 © РГВК Дагестан28
+2belokan (Omar) 20 августа 2011 в 10:20
МашаАЛЛАГЪ! в Цlоре было ( в Закатале)...........а шас у же в Турции! .............это точно что дагестанцы Турции не теряют свои обычаи, я в турции был и в ялове был,фамилии большинство людей дагестанского происхождения связанные с дагестаном, например " Дагестанлы, Авар, Авароглы и т.д." это означает что и в будушем у них сохранится !
–2vitali (vitalika) 20 августа 2011 в 12:27
не бесплатно наверно)
+3ruslan2011 (русик) 20 августа 2011 в 13:58
его подвиги ценят везде,жаль что у нас это делают лиш на словах.
+1GOLDEN (GOLDEN) 20 августа 2011 в 15:02
люди помнят своих героев
+1Sacura05 (Мадина) 20 августа 2011 в 15:43
Молодцы. Хоть может и не бесплатно, зато будущее поколение по крайней мере будет иметь представление о легендарных выходцах из Дагестана ))
+2mustakbal (mustakbal) 20 августа 2011 в 16:04
Строитель из Турции,выходец из Дагестана рассказывал,что на могиле имама Шамиля ни на минуту не прекращается чтение Корана.Спасибо турецким братьям.
+2magomedi (magomed) 20 августа 2011 в 17:17
no vedy Shamily poxoronen vrode sovsem ne v Turzii nad kem oni chitayut Koran?
–1shahnazik (Шахназ) 20 августа 2011 в 17:41
Тааак, уже версии пошли. Ладно, ждём ещё. :)
–3akushinskij (АлиГаджи) 20 августа 2011 в 21:09
версия ЮсуфДага:
Его Cаудовские вахабисты изгнали из могилы поэтому переехал в турцию ))))
0magomedi (magomed) 20 августа 2011 в 22:00
ni kakix versiy,Imam poxoronen v Medine i nad ego mogiloy obichniy kameny stoit..operejaya vechno podozritelynix-))xochu srazu skazaty ya eshe ne bil ni v odnoy arabskoy strane,no ya ob etom ne raz chital v nashix gazetax.
0shahnazik (Шахназ) 20 августа 2011 в 22:05
Вот-вот, в Медине. Почему теперь пишут, что в Турции?..
0otar1983 (Asset) 20 августа 2011 в 21:52
Насколько я знаю из истории, Шамиль умер по дороге из Хаджа. Где именно, не помню. Но похоронен он точно за пределами России, но кажется и не в Саудовской Аравии. Где его могила я утверждать не буду. Возможно, что в Турции
0otar1983 (Asset) 20 августа 2011 в 21:54
Вот данные из Википедии:
В 1870 году Александр II разрешил ему выехать в Мекку для паломничества. После совершения хаджа Шамиль посетил Медину, где и скончался в марте (по другим сведениям в феврале)[источник не указан 234 дня] 1871 года. Похоронен в Медине на кладбище Аль-Бакия (ныне Саудовская Аравия).
0otar1983 (Asset) 20 августа 2011 в 21:59
Вот еще источник http://www.buketize.ru/812392/1/Biografiya-Imama-SHamilya
Вот из него выдержка:
Находясь в плену, Шамиль прожил долгое время в Калуге, где по причине нездорового климата от туберкулеза умерло несколько членов его семьи.
В последние годы жизни царь все же разрешил имаму Шамилю выехать в Хадж, о чем тот настоятельно просил все последние годы.
Прибыв в Турцию на корабле, из Одессы, имам Шамиль был встречен султаном, который сильно обнял Имама и сказал ему "Мне честь взять тебя за руку! Если бы даже мой покойный отец султан Абдулазиз встал бы из могилы - я бы так не обрадовался ".. сказал ему турецкий султан, на что Шамиль ответил "-Мы на Кавказе четверть века ждали вашей руки...".
По приезду в Аравию Имама встретили все эмиры и шейхи Аравии. Шамиль совершил хадж, и после тавафа вокруг Каабы вокруг старого Шамиля толпились люди, чтобы увидеть и услышать всеми известного легендарного кавказского воина Ислама. Шамиль же чувствовал себя неважно из-за аравийской жары, из-за привычки к горному климату...
Видя усталый вид Имама и настроение паломников услышать проповедь Шамиля, правитель Мекки отдал приказ поднять Имама Шамиля на Каабу, дабы все его видели и слышали. Шамиль обратился к ним с длинной речью и наставлениями.
В арабских летописях этот хадж описывается как Хаджуль-Кебир (большой хадж), потому что многие мусульмане решили совершить паломничество в этом году, чтобы заодно, после хаджа, послушать наставления имама Кавказа. По сути Шамиль был вторым человеком поднятым на Каабу после Билала Аль-Хабеши.
Шамиль недолго прожил в Аравии. В назначенный Аллахом час он умер.
Похоронили имама Шамиля на мединском кладбище Джаннат ал-Баки 23 февраля 1871 году. Да будет Всевышний Аллах доволен имамом Шамилем, и всеми мусульманами, боровшимися на Его пути.
–3Morjak (рыбкодав) 20 августа 2011 в 20:13
вину заглаживают наверно)
+2manofladies (~ДаГ~) 20 августа 2011 в 16:38
вот они красавчики
+1otar1983 (Asset) 20 августа 2011 в 19:42
Турки - МОЛОДЦЫ!!! Особенно турки, выходцы с Кавказа. Они между прочим, если и теряют все связи, то стараются сохранить какие-то обычаи и традиции Кавказа и передают их из поколения в поколение. У меня дядя знает в Турции многих выходцев с Кавказа. Говорит, что всех кого он знает, все так преданно хранят традиции. Молодцы! Это вызывает глубокое уважение!!!
+1HUMUR (Shah) 20 августа 2011 в 20:45
Баркаллагь братьям из Турции!
0mustakbal (mustakbal) 20 августа 2011 в 23:22
Я оговорился,извиняюсь.Коран читают над родственниками имама,а Шамиль похоронен конечно в Медине.
0Sacura05 (Мадина) 21 августа 2011 в 00:28
Пусть он и похоронен в Медине, но обратите внимание, дело ведь не в том где он похоронен, а в том что современный мир всё-таки ещё помнит своих героев. )))) это очень похвально.