ВКонтакте

Блоги

Здравствуйте! ) Жители "МойДага! Задумка была такая....
Rozgdennyi (Александр)
Я, буду здесь завтра ))). Всем Здоровья и Добра!
Rozgdennyi (Александр)
Срочно нужен Новый Год.
darvin1982 (☆)
Байрам или байрамидзе?)))
SHAPI_KAZANISH (Къазаныщ къумукъ тамгъа)
Марьям Алиева: О чем нельзя молчать, как уберечься от насилия, и что такое дагестанский романтизм.
pravda05 (pravda)

Тут обсуждают

Знаменитые дагестанцы

Ацаев Саид Абдурахманович (Саид-афанди Чиркейский)

Ацаев
Саид Абдурахманович (Саид-афанди Чиркейский)

1.01.1937

Суфийский шейх накшубандийского и шазилийского тарикатов.

Вынужден был бросить школу после 7-го класса, чтобы кормить семью

Личные блоги

+6Albara_ (Ибрагим) / Тиски шариата

[ Тиски шариата ] 25 Ноября 2011 Версия для печати Автор статьи: Абдулмумин Гаджиев Фото – afremov.com, «ЧК» №17, 2009

Мы часто слышим о том, что мусульманам не хватает знания в гуманитарных и естественных науках, понимания протекающих вокруг общественно-политических и экономических процессов. И это, несомненно, так. Однако основой исламского движения всегда было, остаётся и будет вероубеждение и знание шариата. Авангард мусульманской общины, на котором строится исламский призыв, – это учёные, студенты и ищущие знания. О некоторых проблемах этой категории мусульман, одна из которых отражена в первом предложении, я бы и хотел сегодня поговорить.

Читая и примеряя на себя доступные мне работы учёных, касающиеся данной темы, я решил, что мой скромный самоанализ может оказаться полезным и для других.

Шариат как правовое поле

Длительная эпоха секуляризма и отчуждённости ислама от повседневной жизни привела к застою в умах мусульман и сужению их кругозора, что не могло не сказаться на научном направлении. Многие из тех, кто решил посвятить себя исламскому знанию, не понимают разницы между источниками исламского права и самим шариатом. В этом заключается корень многих проблем, тормозящих развитие мусульманской общины.

Каждый достоверный хадис, дошедший до нас, каждый аят Корана несёт в себе глубинный смысл. Ведь это ограниченное количество Священного текста призвано, вплоть до Судного дня, отвечать на встающие в обществе запросы. Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я завершил для вас [ниспослание] вашей религии, довёл до конца Мою милость и одобрил для вас в качестве религии ислам» (сура «Трапеза», аят 3).

Простые люди не способны видеть весь потенциал текстов шариата, не способны рассматривать хадисы и аяты Корана в контексте друг друга и общих целей религии Аллаха. Именно поэтому мусульмане должны следовать за учёными, формирующими фикх (исламское право) из его источников (Корана, Сунны и других).

Безусловно, стремление познать доказательства легитимности тех или иных правовых норм – похвально. Однако неправильно обязывать этому всех вокруг и тем более выносить собственные суждения относительно сложных положений шариата. Часто, задав какой-либо вопрос и услышав в ответ мнение, к примеру, учёных шафиитского мазхаба, люди переспрашивают: «А как будет по Сунне?» Что они хотят услышать? Набор хадисов по данному вопросу, чтобы вынести собственную фатву? Или мнение того, кто непосредственно отвечает на вопрос? Или, может, учёные-шафииты не Сунной руководствовались, вынося свои решения?

Многие инициативные мусульмане, стремящиеся к приобретению знания, выбрали последней инстанцией современных саудийских учёных и не видят за их мнениями никаких других. Мнение современных учёных вдруг стало Кораном и Сунной, а мнение признанных авторитетов прошлого – осталось лишь мнением.

Проблема непонимания шариата как системы права привела к тому, что исламское знание перестало идти в ногу с жизнью. Методы стали путаться с целью, буква заменила суть. Проблемы исламского общества той же Саудовской Аравии стали решаться в Дагестане. Проблемами дагестанского – заниматься, к сожалению, некому.

Стремление к единству мусульман, к которому призывают Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха), стало путаться с немедленным объединением со всеми заблудшими. А разделение мусульман стало самоцелью и даже «сунной».

Ошибки учёных сводят на нет всю их полезную деятельность только потому, что кто-то из них сказал, что такой-то сказал, что такой-то отклонился от манхаджа (методологии) саляфов (праведных предшественников), потому что он советует читать книги такого-то, который явно не на манхадже саляфов, но последними словами такого-то о нём были такие-то, поэтому…– подобными разбор(к)ами переполнены работы толковых ребят, которые могли бы приносить исламу огромную пользу, если бы обратились к обществу и его проблемам. Но их статьи, к сожалению, никак не выйдут за рамки борьбы с Саидом Кутбом (исламский мыслитель) и митингами с демонстрациями, которые «не имеют основы в шариате».

Приоритеты

Как-то на одном из собраний мусульман наиболее знающий из них выступил с рассказом о проблемах, стоящих перед исламской общиной, о проблемах конкретных людей и о том, как необходимо действовать, чтобы их решить. После чего один из собравшихся стал возмущаться: «Зачем это нужно, лучше бы об акиде (вероубеждение мусульман) рассказал». На вопрос о том, что именно ему хотелось бы услышать об акиде – вроде все присутствовавшие были убеждёнными мусульманами, – ответить он не смог.

«Я сегодня узнал новое из акиды», – воскликнул как-то один из знакомых. – Если ты удивился чему-либо, нельзя говорить «машааллах» с намерением призыва окружающих к исламу». Занимаясь подобными глупостями, мы стали вменять мусульманам в обязанность изучение всех ошибок и заблуждений, какие только могут прийти в наши головы, называя это «акидой». Мы хотим внести в калькулятор ответы на все возможные операции, вместо того чтобы задать программу, по которой он будет работать.

Многочасовые лекции, посвящённые людям, открывающим для себя ислам, рассказывают о заблуждениях давно исчезнувших сект, обо всех выкладках их диспутов с учёными. Шайтан путает нас, и, вместо того чтобы заниматься полезными делами, мы под видом акиды разъясняем людям заблуждения, до которых они бы никогда не додумались. Разве этим занимался Посланник Аллаха (мир ему и благословение)?

Да, с заблуждениями надо бороться, какими бы мелкими они ни казались. Но с теми, которые есть в реальной жизни, а не с теми, которые порождает наше воображение. Действительно, надо объяснять людям, что праздник навруз и исламская религия не имеют между собой ничего общего. Что чем тысячу раз совершить «паломничество» на Шалбуздаг, гораздо полезнее и прибыльнее для багажа в Судный день будет подмести свой подъезд. Что чем повесить чётки на зеркало автомобиля и всю жизнь с ними ездить, гораздо более исламским делом будет сдать кровь или посадить дерево.

Мы не можем вылезти из замкнутого круга решённых тысячу лет назад вопросов, споря о том, что в первую очередь опускать в намазе – колени или руки, в то время как окружающее общество погрязло в неверии, алчности и разврате. Мусульмане, имеющие определённый багаж шариатского знания, к сожалению, не способны менять с его помощью окружающий мир.

Мы забыли, что Слова Аллаха и слова Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) были ответами на встававшие в обществе вопросы. Мы забыли, что ислам – это политика, экономика и культура. Это мировоззрение и социальные институты. Это образ жизни, а не её призрак. Я не призываю и никогда не призывал лезть в политику неисламского государства. Я говорю об исламской политике – политике призыва общества к религии Аллаха. Общества, которому пока абсолютно неинтересно, как складывать руки после поясного поклона в молитве. Общества, которое хочет увидеть исламские решения своих проблем. А говорить о том, как ислам может их решить, – это и есть призыв к единобожию. Аллах говорит: «Неужели они не видят, как созданы верблюды, как вознесено небо, как водружены горы, как распростёрта земля?» (сура «Покрывающее», аяты 17–26). Призыв к удивительному – это призыв к Создателю.

Нравственность

как цель шариата

Знания бесполезны, если не использовать их в повседневной жизни и не передавать другим. Так же, как бесполезна молитва, которая не приводит человека к оставлению грехов. Как бесполезен пост того, кто обманывает людей. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Я был послан лишь для того, чтобы усовершенствовать нравы». Отсутствие нравственности – это прямое следствие замены мусульманами сути исламского закона на его букву. Мы не умеем разговаривать друг с другом, не умеем допускать, что можем быть неправы, не умеем быть объективными. Мы спорим, чтобы выиграть спор, пишем опровержения, чтобы доказать превосходство в знании над своими оппонентами. Мы строго соблюдаем Сунну, которая видна всем, и не соблюдаем Сунну, которая видна только Всевышнему Аллаху. Мы пишем на исламской странице «Черновика», создавая о себе впечатление как о великих праведниках, хотя абсолютно не соответствуем словам, с которыми обращаемся к другим.

Изучать болезни души и бороться со своими страстями – обязанность каждого мусульманина. Особенно в наше время. Искренность – это одно из условий принятия дел. И именно посредством искренности Всевышний Аллах ставит людей на прямой путь. Однако писать и говорить на эту тему у наших братьев нет времени. Они заняты распространением «акиды», которую не знали сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и бесконечными опровержениями отклонившихся от «манхаджа саляфов».

Заключение

Мы ищем знание ради знания, превращая его в самоцель. Мы ищем знание, чтобы быть аргументированными в спорах, чтобы быть «в теме»… И очень редко – для его прямого назначения. Когда знание в исламском обществе перестало быть актуальным, когда оно зациклилось на давно решённых вопросах, когда перестало отвечать реалиям времени, именно тогда и начался застой мусульманского общества и развал халифата, бывшего самым великим государством в истории человечества.

Возрождение былого величия мусульман сегодня во многом зависит от того, как скоро мы научимся воспроизводить шариатское знание в окружающем нас обществе. От того, как скоро ислам выйдет из мечетей и кладбищ и нашими устами начнёт давать ответы на стоящие в обществе вопросы. Только тогда шариат сможет выбраться из узкого ущелья, в котором он сегодня оказался, и начать своё шествие по всему миру. И да поможет нам Аллах!

25 Ноября 2011 Версия для печати Автор статьи: Абдулмумин Гаджиев Фото – afremov.com, «ЧК» №17, 2009 Кол-во символов: 9808
  • +1Albara_ (Ибрагим) 1 декабря 2011 в 23:54

    Это очень актуально для нас)))))

  • 0Inda7113 (Инда) 2 декабря 2011 в 00:18

    Очень полезная статья
    Было бы любопыно почитать дискуссию, но боюсь ее не будет : большинство декларирующих себя мусульмананами , горазды исключительно на цитироваие сур и аятов , без какого лиюо анализа и осмысления прочтенного
    Хотя есть и приятные исключения
    Попробую послать им ссылки чтобы они приняли участие в дискуссии

    • –2Iron_Team (Iron_Tim) 2 декабря 2011 в 00:39

      Хорошая статья. С автором в который раз уже согласен. Но подискутировать на форуме по этому поводу действительно не с кем. Для yusupdag и прочих "контуженных" невежд статья неприемлима хотя бы потому, что её автор страшный и кровожадный "ваххабист" со всеми атрибутами: борода, поломанные уши, красный диплом физмата (как мне говорили) и умение четко и ясно выражать свою позицию.

    • 0dagestanian (гость) 2 декабря 2011 в 07:45

      вот именно что те кто их цитирует объявили себя муджтахидами и суют всё куда попало. вот например убивают за алкоголь хотя нельзя.

  • –1Slavyanka (Slavyanka) 2 декабря 2011 в 00:48

    наверное, все понимают, что суть важнее оболочки, здесь даже спорить не о чем.

  • +1ILiLi (Лейла) 2 декабря 2011 в 01:09

    о,наконец-то,первая статья на сайте об Исламе,которую интересно почитать.

    • –1Iron_Team (Iron_Tim) 2 декабря 2011 в 01:19

      Набери в инете "Абдулмумин Гаджиев". У него каждая статья весьма обдуманная и обоснованная.

      • –1ILiLi (Лейла) 2 декабря 2011 в 01:43

        Хорошо.

  • 0Inda7113 (Инда) 2 декабря 2011 в 01:55

    Простые люди не способны видеть весь потенциал текстов шариата, не способны рассматривать хадисы и аяты Корана в контексте друг друга и общих целей религии Аллаха. Именно поэтому мусульмане должны следовать за учёными, формирующими фикх (исламское право) из его источников (Корана, Сунны и других).
    (с)
    Вот и возникает вопрос : за какими учеными надо следовать ??
    Читая споры на сайте и в сети , я поняла, что это злободневный вопрос мусульман

    • 0Iron_Team (Iron_Tim) 2 декабря 2011 в 02:06

      В первую очередь за теми в чьих знаниях не сомневается большинство. Это имамы всех четырех мазхабов — Малик, аш-Шафии, Ханбаль, абу Ханифа (да будет доволен ими Аллах). Их признают практически все, кроме крайних шиитов и прочих сектантов. Но для этого необходимо, чтобы наши невежественные братья-суфии перестали талдычить, что в Дагестане самый чистый Ислам и самые лучшие алимы, и что их шейхи введут их в рай при условии что нои будут во всем им покоряться и следовать за ними.

      • 0Inda7113 (Инда) 2 декабря 2011 в 02:10

        Я вообще человек нерелигионый , но читая наши споры и дискуссии была поражена кторыми фактами из жизни шейхов
        О них рассказали во время споров
        Но такое желание слепр верить лидеру и не рассуэдая следовать за ним-признаки любой секты

        • +1smolniy (Тимур) 2 декабря 2011 в 02:15

          с последним предложением солидарен.Слепое следование за учеными и есть фанатизм.
          Только эти ученые о которых говорил Ирон Тим,говорили,если вы увидите достоверное предание противоречащее моим словам,то оставьте мои слова и берите предание

          • +1Iron_Team (Iron_Tim) 2 декабря 2011 в 02:31

            Все люди могут ошибаться кроме пророков, которые не говорят по своей прихоти и которым прощены все грехи. Имам Малик (да помилует его Аллах!) велел бросить написанное им об стену, если обнаружится, что оно противоречит Корану или достоверной Сунне.
            Слепое следование за любым ученым (таклид), какого бы он уровня не был, запрещено в Исламе

            • 0Iron_Team (Iron_Tim) 2 декабря 2011 в 02:44

              Хотел бы уточнить. Слепое следование какому-либо мазхабу, подразумевающее полное отрицание и неприятие других общепризнанных мазхабов, аятов Корана и достоверных хадисов запрещенно в Исламе.
              «Вот те, за которыми следовали, будут отделяться от тех, которые следовали, и увидят наказание, и оборвутся y них связи. И скажут те, которые следовали: "Если бы нам был возможен возврат, чтобы мы отделились от них, как они отделились от нас!"» Коран 2:166. То есть следование за кем-либо может быть слепым, но может быть и осмысленным, когда человек обладает достаточным знанием для познания доказательств своего имама.

        • 0Iron_Team (Iron_Tim) 2 декабря 2011 в 02:21

          Согласен. Но это в суфизме одна из основ, которая не выдерживает никакой критики и опровергается и Кораном и Сунной.
          Имам Малик:"Слова любого из нас принимаются и отвергаются , кроме слов того кто в этой могиле" и указал на могилу Пророка (солляЛлаhу 'алайhи уасСаллям.) Но суфии и тут выкручиваются, утверждая что их шейхи люди особенные и НИКОГДА не ошибаются и эти хадисы и другие положения Шариата к ним неприменимы. Больше всего они обижаются, когда узнают что суфизм — одно из многочисленных течений в Исламе, которое в свою очередь дробится на разные виды, порой противоречащие друг другу. Они то считают себя пупом земли и центром Вселенной и не в курсе того, что все их великие алимы и шейхи неизвестны даже за границами Дагестана.

          • 0dagestanian (гость) 2 декабря 2011 в 06:41

            Где ты читал что шейхи никогда не ошибаются? Суфизм это не течение в исламе а одна из ее наук. Псевдосуфизм это течение в исламе. Никто кроме ваххабитов и востоковедов не называет его течением. Очевидно что хотят выбить стержень ислама и это удачно получается. Сейчас молодежь не занята борьбой с нафсом у нее другие приоритеты. Вот почему и весь этот бардак.

            • 0dagestanian (гость) 2 декабря 2011 в 06:44

              )))))))))))) с трубки зашел что получилось. Админ удалите лишнее.

              • 0Albara_ (Ибрагим) 2 декабря 2011 в 10:52

                Ахмад, расскажи нам брат как с нафсом бороться, и покажи нам примеры борьбы с нафсом у суфиев Дагестана.

                • 0dagestanian (гость) 2 декабря 2011 в 18:38

                  мне кажется ты тут решил слукавить чтоли?????
                  ты лучше узнай у тех кто в тарикате.
                  я много таких знаю. можно же просто посмотреть на молодежь которая в тарикате и которая не в ней, я имею ввиду именно денлающих намаз. разница довольно заметная. как вы не можете замечать этого.

            • +1Iron_Team (Iron_Tim) 2 декабря 2011 в 12:14

              Читал в "Хуласатул адаб" Хасана Хильми. И много раз еще слышал от мюридов. Вот и еще нашел в книге "Этика Ислама" Курамухаммада-хаджи Рамазанова стр. 57-58 глава "Этика почитания духовного наставника":
              "Соблюдая этику по отношению к устазу, не следует вступать в споры с его окружением, его мюридами. Необходимо проявлять такое же уважение и к его семье, жёнам, детям. Почитая его, даже если он далеко от вас, следует вести себя так, будто он рядом.
              В каждом слове, в каждом деле, в любом состоянии, имеющих отношение к нему, необходимо быть осторожным: не следует пользоваться его одеждой, садиться на его коня (транспорт), на подушку, на которой он обычно сидит, пить воду из посуды, которой он обычно пользуется, спать в его присутствии, и увлекаться при нём сунна-намазами.
              Если же он тоже совершает сунна-намазы или находится в мечети, то мюридам также можно совершать сунна-намазы. Так как он наместник Пророка (мир ему и благословение), его необходимо любить больше, чем своих детей и родителей, чем жизненные блага, чем всех людей, с которыми вы общаетесь.
              Любовь к нему – это основа счастья в обоих мирах. При его посещении корысть должна быть полностью исключена, не следует посещать его ради благ этой и Той жизни, приобретения Рая или спасения от ада, с целью видеть его чудеса и способности (караматы), стать при виде его праведным. В намерении должна присутствовать только одна цель – довольство Всевышнего."
              "Необходимо чтить шейха, при нём неприлично громко разговаривать или вести беседу с другими людьми. Всё внимание следует обратить на него. В присутствии шейха не следует громко смеяться, но можно улыбаться. Прежде чем посетить его, следует совершить омовение и находиться рядом с ним чистым во всех отношениях. Когда он говорит, все должны молча слушать его, говорить только после того, как он завершит разговор. В его присутствии покорность, благоговение подобное тому, какое мы испытываем в молитве, не должны нас покидать."
              "Надо стараться понять намёки в его речах, не следует задавать вопросы поспешно, на ходу, в пути. Не полагается посещать его в пятницу, а также рано утром и поздно вечером. Необходимо верить, что он милосерден по отношению к тебе больше, чем ты сам и твои родители. Всегда - утром, вечером, после намазов, в высокочтимые, священные времена, необходимо упомянуть о нём в своей молитве (дуа), быть готовым, если в этом будет необходимость, отдать жизнь, защищая его. Следует любить тех, кого он любит, и не любить тех, кого он не любит. В важных вопросах необходимо советоваться с ним, если он находится рядом, если далеко – советуясь сердцем.
              Нет для мюрида ничего хуже, чем быть отверженным сердцем муршида и разгневать его. Но иногда, когда шейх внешне сердито обращается к мюриду, последний должен даже радоваться. Нельзя обманываться тем, что устаз внешне приветлив с тобой. Мюрид всегда должен быть в состоянии страха и надежды. Цель мюрида – познание Аллаха, а шейх является посредником, который ведёт к этому познанию. Мюрид должен отвечать на вопросы шейха, какими бы большими его грехи не были."
              "В каком бы состоянии ты ни увидел устаза – ведёт ли он разговор о мирском, смеётся ли, гневается ли, принимает ли пищу, шутит ли – в любом случае нельзя, чтобы убеждение и любовь к нему изменились, ибо подобные состояния никак не могут отрицательно отразиться на его высокой степени достоинства. Ты приобретаешь больше пользы от того его деяния, о котором ты можешь полагать, что оно ошибочно, чем от того своего деяния, о котором ты думаешь, что оно правильно. Поэтому лучше подчиняться его велению, даже если ты и думаешь, что его действия не соответствуют Шариату. Они таковыми не бывают, ты думаешь так из-за своего глубокого непонимания Шариата, и сам не можешь постичь глубин премудростей Шариата. В этом полагайся на него и не меняй своего мнения о нём. Когда он тебя воспитывает, будь возле него подобно мертвецу перед человеком, который омывает его, полностью полагаясь на его волю, подчиняясь его действиям."

Комментировать
Яндекс.Метрика Правообладателям · F.A.Q. · Пользовательское соглашение · О проекте · Реклама на сайте · Инвесторам · В Дагестане за сутки от COVID-19 умерли более 20 человек · В Дагестане за неделю от COVID-19 умерли более 90 человек · В Дагестане за сутки от коронавируса скончалось 16 человек
© 2009–2024 Мой Дагестан. Для лиц старше 18 лет. Пишите: admin@moidagestan.ru
Сгенерировано: 0.042686 сек.