ВКонтакте

Блоги

Здравствуйте! ) Жители "МойДага! Задумка была такая....
Rozgdennyi (Александр)
Я, буду здесь завтра ))). Всем Здоровья и Добра!
Rozgdennyi (Александр)
Срочно нужен Новый Год.
darvin1982 (☆)
Байрам или байрамидзе?)))
SHAPI_KAZANISH (Къазаныщ къумукъ тамгъа)
Марьям Алиева: О чем нельзя молчать, как уберечься от насилия, и что такое дагестанский романтизм.
pravda05 (pravda)

Тут обсуждают

Знаменитые дагестанцы

Нюдюрбегов Асанбуба Нюдюрбегович

Нюдюрбегов
Асанбуба Нюдюрбегович

13.02.1961

Российский политик и бизнесмен

Мастер спорта по вольной борьбе

Личные блоги

+8Buh (Буш) / Как грузинский сержант стал лидером джихада в Ираке

Имя 28-летнего Умара Аш-Шишани уже несколько месяцев мелькает в военных сводках из Сирии. Известный под прозвищем "рыжий генерал", Шишани не так давно стал командующим Северным сектором "Исламского государства Ирака и Леванта" (ИГИЛ), боевой группы радикальных исламистов, воюющих в Ираке и Сирии.

Впрочем, в Панкисском ущелье Грузии – на родине командира исламистов – его знают под другим именем: Тархан Батирашвили. До отъезда в Сирию Батирашвили жил в деревушке Биркиани, служил в грузинской армии, а до этого пас скот в горах Кавказа.Темур Батирашвили, отец Тархана "Шишани", говорит, что сын был далек от радикального ислама. О том, как его сын оказался в Сирии и стал командовать исламистами, его отец рассказал корреспонденту Русской службы Би-би-си Нине Ахметели.

Темур Батирашвили: Сын пошел в грузинскую армию в 2007 году. А в 2008-м уже участвовал в войне [с Россией]. Когда его мать скончалась, сюда приходили его сослуживцы, начальники, друзья по армии. Приходили и на похороны, и на 40 дней.

Вот, посмотрите, что о нем пишет его сослуживец Леван Амиридзе, глава батальона рейнджеров: "Батирашвили был отличным солдатом, который искренне любил Грузию и воевал в войне 2008 года, а потом его подставили". Его погубили эти националы [Единое национальное движение, партия Михаила Саакашвили — Би-би-си]. Как я могу сейчас их поддерживать?

Мой средний сын Тамаз два года воевал в Чечне. А Тархан – младший, его призвали в [грузинскую] армию. Он стал очень успешным военным. Его повысили, он стал офицером. Но потом заболел, у него были не в порядке легкие, начался туберкулез.

Он скрыл от меня то, что ему [государство] даже на операцию не дало денег, он всё сделал на свои средства. После операции ему обещали дать работу то в Телави, то еще где-то, но так ничего и не вышло. Только зря его мучили.

Мы тогда нуждались, нуждаемся и сейчас. Но Тархан собрал последние копейки и сказал: "Папа, я поеду в Турцию, куплю кое-что, потом продам, сделаю деньги". Так он и поехал, привез товары – спальные мешки, обувь, одежду. Потом поехал в Тбилиси.

и-би-си: Тархан отбывал уголовное наказание в грузинской тюрьме. За что его задержали?

Т.Б.: В это время я был здесь [в Биркиани]. Однажды ночью я проснулся от страшного шума, кто-то колотил в дверь. Я открыл: оказалось, это полиция. Приказали подниматься. Полицейскими был забит весь мой балкон, весь мой двор. Я отправил свою невестку с ребенком из дома, и гляжу — они уже обыскивают дом: поднимают пол, копаются в запасах кукурузы, ходят по моим участкам.

Я выглянул на улицу, а там машины стояли аж до самого конца села. Всю деревню разбудили. Люди начали подходить узнавать, что происходит.

И тут один полицейский зовет меня и вытаскивает из-под кушетки ящик, полный патронов. Спрашивает меня: что это такое? Я отвечаю: не знаю, этого здесь раньше не было.

Составили протокол, всё забрали – и его вещи, и одежду, и компьютер, и личный зарегистрированный пистолет. Сказали, что вернут, когда придет Тархан. А на второй день мне позвонили и сказали, что Тархана арестовали. Ему дали три года тюрьмы.

Би-би-си: Каким стал Тархан после тюрьмы?

Т.Б.: Из тюрьмы он вышел изменившимся. Своих вещей он так и не вернул. Ему отдали только пистолет. Никакого товара. Меня уже память подводит, даже не помню, какой это точно был год, но помню, что он пришел, сел и говорит: "Папа, видно, я в этой стране никому не нужен". И с тех пор никто тут Тархана не видел.

Я знал, что он стал мусульманином и связался с этими... У меня три сына, и все мусульманами стали. Я сам христианин, хожу в молельню. Ни мой отец, ни дед, ни прадед не были мусульманами – все молились на святых местах. А эти вдруг стали ваххабитами.

Знаете, из-за нужды человек может сделать что угодно. Сейчас-то он говорит, что поехал туда [в Сирию] из-за веры, но я-то знаю, что он это сделал, потому что у нас не было ни копейки.

Религиозным он стал уже после увольнения из армии. Тогда у нас уже много было этих ваххабитов. Я не знаю, что у них за пропаганда такая, что так легко людей переманивают. Я пытался поговорить со всеми моими детьми много раз, но ничего не вышло.

Выходит, что Тархана я совсем не знал, не понимал собственного сына.

Ничего хорошего из его затеи не выйдет. Я живу каждый день в ожидании страшных новостей. У меня уже был один инфаркт. И я точно знаю, если что-нибудь дурное услышу от него, то я этого не перенесу. Просто умру.

Би-би-си: Ваш сын стал известным человеком. Как вы относитесь к его славе?

Т.Б.: Не нужна мне его такая известность. Лучше бы он сидел дома. От голода у нас никто не умирал. Но может быть, он для этого и родился, чтобы воевать? У каждого свой путь и своя судьба.

Он был таким хорошим и умным мальчиком, я не знаю, как это всё получилось. Это всё националы виноваты: дали бы ему работу, никуда бы он не поехал. Разве Грузии не нужен такой военный как он? Разве в нашей армии он бы не пригодился?

Би-би-си: Тархан с вами связывался после того как уехал?

Т.Б.: Позвонил он мне один раз. Тенгиз, мой старший сын, пришел с телефоном и сказал, что Тархан хочет поговорить. Спросил, как дела у меня. Сказал, что у него там родился ребенок, и что у неё мои черты. Дочку назвали Софией. Женился он на чеченке.

Спросил, молюсь ли я. А я ответил: "Конечно, молюсь. Вот скоро праздник Святого Георгия, я куплю свечки и поставлю за своих сыновей". Он как услышал, что я продолжаю по христианским обычаям молиться, бросил трубку.

Мой сын был очень красивым парнем. Это сейчас у него борода такая огромная. Жену я его не видел. Знаю только, что она дочь бизнесмена из Турции. Внучку видел на фотографии, Тенгиз мне показал на телефоне.

Я не вижу никакого выхода. Не знаю, что мне делать. Трое сыновей у меня, и все трое — ваххабиты. Один Бог знает, что с ними в один прекрасный день может случиться. Слава Богу, что хоть один дома живет, а вот эти двое...

До августовской войны [2008 года] Тархан не был таким, и своему брату Тенгизу запрещал связываться с этими. А теперь... Вот в газете пишут, что его уже и в Аль-Каиде знают. До чего дошло, представляете!

У нас двое сыновей было с женой. Мы хотели третью девочку, а получился мальчик. Лучше бы Тархан на самом деле девочкой родился, я бы не так нервничал.

Он уничтожил все фотографии. По их законам, оказывается, нельзя никакие изображения хранить. Я не знал этого, а когда хотел посмотреть старые семейные альбомы, увидел, что все фотографии он вытащил и уничтожил...

  • 0bekhan/// (бекхан первый) 9 июля 2014 в 16:08

    он из кистинов и бацбийцев...это вайнахи которые живут в грузии..

    • 0B.M.V. (MURAD) 9 июля 2014 в 22:22

      Вайнахи есть и христиани?

      • 0bekhan/// (бекхан первый) 9 июля 2014 в 22:31

        есть))))

      • +1bekhan/// (бекхан первый) 9 июля 2014 в 22:39

        Кистинцы коренной народ Кавказа. Они принадлежат к вейнахским племенам. «Вей нах» означает наш народ. Этими словами чеченцы, ингуши и кистинцы отличают себя от других горных кавказких народов.
        Справки о тесных связях картвельских и вейнахских племен встречаются с античных времен. В древних грузинских источниках вейнахи упоминаются, как нахчинцы, глигвинцы, дзурдзуки и дурдзуки. Еще на грани IV-III веков до н.э. царь Иберии Парнаваз женился на женщине из соседнего племени для укрепления поддержки со стороны горцев.
        На протяжении веков вейнахские племена сражались бок о бок с грузинскими царями. Кистинцы особо любили царицу Тамару. Её именем называли своих дочерей, а также мосты и другие сооружения. Именем Тамары они назвали также один из прикрасных цветков.
        Временами переселение вейнахов в Грузию заканчивалось их ассимиляцией с грузинским народом. Последнее массовое переселение вейнахов произошло в 20-ых годах 19-го века.
        Притесняемые Россией люди поселились в Панкисском ущелье. Это обстоятельство оказалось выгодным и для грузин, так как кистинцы создали защитную зону от нашествующих племен лезгин.
        В настоящее время в Грузии проживает около 8 тысяч кистинцев. Около 95% из них проживает в Ахметском районе, Панкисском ущелье. Они занимаются, в основном земледелием и скотоводством.
        Несколько веков назад большая часть вейнахов были христианами. Наряду с ослаблением соседней Грузии и укреплением мусульманских стран, христианство постепенно заменил ислам.
        Кроме собственных национальных традиций среди кистинцев встречаются также и многие грузинские обычаи. Наряду с национальной кухней у вейнахов популярны имеретинские хачапури, кахетинские чурчхелы, и особенно – мохевские хинкали. Хинкали приготавливают также и для одного из религиозных ритуалов.
        Из видов спорта самым популярным является борьба. В школах борьбе обучают всех мальчиков. Время от времени в ущелье проводятся и турниры. В составе сборной Грузии выступало немало кистинских борцов.
        Кисти́нцы (кисти́ны) — потомки чеченцев (кистинское общество) и ингушей, переселившихся в 1830-х и 1870-х годах в Панкисское ущелье в верховьях реки Алазани на северо-востоке Грузии. Численность кистинцев — 7,1 тыс. человек (2002).
        Большинство кистинцев исповедует ислам сунитского толка; есть христиане. Распространено поклонение священным местам — джвари (груз. ჯვარი — «крест»).
        Родной язык — чеченский (кистинский диалект). Большинство кистинцев владеют грузинским. Фамилии кистинцев часто имеют традиционно грузинское окончание «-швили» (см. Грузинские фамилии), например Кавтарашвили, Маргошвили, — кистинские фамилии.
        Кроме кистинцев в районе проживает большая (более 7 тыс.) группа чеченцев, которые покинули Чечню после второй чеченской войны в конце XX века, а также родственные ингушам бацбийцы.
        Бацбийцы (цова-тушин, от Цовинского ущелья) — небольшой народ, родственный ингушам и чеченцам. Исторически проживали в Тушетии — в верховьях Андийского Койсу совместно с тушинами-грузинами. В настоящее время большинство бацбийцев проживает в селе Земо-Алвани возле города Ахмета в верховьях Алазани (Кахетия, южный склон Большого Кавказского хребта).
        Предположительно являются потомками вайнахских переселенцев из высокогорного аула Эрзи в Джейрахском ущелье XVI века из бассейна Армхи. Говорят на бацбийском языке (бесписьменный), исторически знают грузинский.
        В Грузии бацбийцы, в отличие от кистинцев, не рассматриваются как самостоятельный этнос, официально считаются грузинами.
        Для старых бацбийских аулов характерна башенная архитектура, общая с ингушами, чеченцами и тушинами-грузинами.
        Бацбийский язык (цова-тушинский язык) — язык бацбийцев. Распространён в части села Земо-Алвани Ахметского района Кахетинского края Грузии. Переселились из горной Тушетии в начале XIX в. Общее число говорящих на бацбийском около 3 тыс. человек (оценка, 1990-е гг.). Быстро вытесняется грузинским.
        Бацбийский язык — один из нахских языков; внутри них противопоставлен вайнахским языкам.
        Испытал сильное влияние грузинского языка, особенно в лексике. Для системы консонантизма характерно наличие глухой фонемы лъ (утраченной вайнахскими языками), серии интенсивных согласных (лл, сс, хх, ккъ и другие) и новых комплексов согласных. Система вокализма проще, чем в других нахских языках и не включает восходящих дифтонгов. У имени существительного выделяется восемь именных классов, 10 основных падежей. Под грузинским влиянием развилось личное спряжение, сочетающееся с классным спряжением, благодаря чему в глаголе маркируется как субъект, так и объект: ас хи д-етто-с «я наливаю воду», ахь хи д-етто-хь «ты наливаешь воду» (д- показатель класса, -с и -хь личные показатели). Вместо системы обстоятельственных глагольных форм в бацбийском под грузинским влиянием развилась система сложных союзов.
        Тушетия (груз. თუშეთი, Тушети) - историческая и географическая горная область на северо-востоке Грузия.
        Регион представлен на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
        Административно Тушетия составляет северную часть Ахметского района региона Кахетия.
        Область представляет собой горную котловину в верховьях реки Андийское Койсу и её сотавляющих Пирикитская и Гомецарская Алазани.
        Тушетия отделена с юга от Кахетии отрезком Главного Кавказского хребта от вершины Большой Борбало (3294 м) на западе до Шавиклде (3578 м) востоке. Банский перевал (2926 м), через который проходит построенное в 1980-х годах автомобильное шоссе, связывает крупнейшее современное селение Тушетии Омало c районный центром Ахмета.
        С севера область отделена от российской Чечни Сулако-Терским хребтом (восточная часть Бокового хребта) от вершины Тебулосмта (4492 м) на западе до вершины Диклосмта (4285 м) на востоке. На западе, за покрытой ледниками горной стеной, расположена долина реки Арчило, входящая в историческую область Хевсуретия. На востоке, ниже по течению Андийского Койсу, лежат земли российского Дагестана.
        Исторически на территории области проживала этнографическая группа грузин тушины и небольшой нахский народ бацбийцы (цова-тушины), подвегшийся сильному грузинскому влиянию. Обе группы населения исповедуют православное христианство, прослеживаются элементы дохристианских верований. Тушины и бацбийцы имеют схожую материальную и духовную культуру, во многом общую с другими горцами восточной Грузии — пшавами и хевсурами. Характерны укреплённые поселения с башенной архитектурой.
        Главным занятием населения всегда являлось отгонное овцеводство.
        К 1840-м годам население области было объединено в четыре общества: Гометцари, Чакма, Пирикити и Цова (байбийское).
        Со временем часть жителей переселилась на юг, в Кахетию. В 1950-е годы большинство населения было переселено в долину Алазани: тушины-грузины в село Квемо-Алвани, а бацбийцы в Земо-Алвани.
        В настоящее время жилыми являются около десятка селений Тушетии, но на зимний период почти все их население переселяются в Кахетию.

Комментировать
Яндекс.Метрика Правообладателям · F.A.Q. · Пользовательское соглашение · О проекте · Реклама на сайте · Инвесторам · В Дагестане за сутки от COVID-19 умерли более 20 человек · В Дагестане за неделю от COVID-19 умерли более 90 человек · В Дагестане за сутки от коронавируса скончалось 16 человек
© 2009–2024 Мой Дагестан. Для лиц старше 18 лет. Пишите: admin@moidagestan.ru
Сгенерировано: 0.042885 сек.