ВКонтакте

Блоги

Опубликованы полные результаты переписи населения в Дагестане
Ravninec (Равнинец)
Давлет-агьа отзовись.
atlan10 (atlan)
СК сообщил о задержании еще одного участника банды Басаева
Ravninec (Равнинец)
Почему в Дагестане всех так интересует, кто когда женится или выйдет замуж?
pravda05 (pravda)
С днём 8 Марта! Международный женский день!
withoutreverse (old man)

Тут обсуждают

Знаменитые дагестанцы

Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

Абдулатипов
Рамазан Гаджимурадович

4.08.1946

Российский политик

В 1965—1966 гг. учился в фельдшерско-акушерском училище. Работал фельдшером — заведующим фельдшерско-акушерским пунктом Тляратинской районной больницы

Личные блоги

+20Albara_ (Ибрагим) / История Дагестана, О восстании шейха Мухаммада Штульского

Разместить блог о восстании шейх Муххамада Штульского побудил пост Исмаила о личности Улубия Буйнакского. Восстание шейха произошло в период становление советской власти в Дагестане, об этом в книжках по истории Дагестана ничего не написано, да и вообще историю южного Дагестана очень скупо освещают в школьных учебниках, вместе с тем народы южного Дагестана внесли болльшой вклад в историю и процессы проходившие на территории современного Дагестана.

Безбожный большевистский режим, придя к власти в первой половине XX века, открыто провозгласил политику идеологического, а позже и силового давления на исламскую религию. Преследуя цель устранить любое присутствие набожности и религиозности в государстве, коммунисты подвергали мусульман гонениям и репрессиям, параллельно закрывая мечети и религиозные школы.

Подобное положение народа, имевшее место в 20-30-х годах, когда дело доходило до публичного сжигания Корана и другой религиозной литературы, естественно, не могло не вызвать возмущение и волнения среди мусульман. И одним из мест, где народ открыто выступил против безбожной власти и проводимой ею политики, стал Южный Дагестан.

Наиболее крупным на территории Южного Дагестана стало восстание, охватившее Курахский, Касумкентский (ныне Сулейман-Стальский) и Табасаранский районы Дагестана, которое возглавил Мухаммад Рамазанов – шейх и религиозный деятель из селения Штул.

В данной небольшой статье, если на то будет воля Аллаха, мы коротко расскажем непосредственно о восстании, и предоставим вашему вниманию материалы допросов шейха Штульского, дабы стало ясно, как ревностно он и другие наши деды защищали свой дом и свою религию от посягательств безбожников.

Итак, из архивных документов большевиков мы понимаем, что восстание, которому предшествовала двухмесячная подготовка, намечалось на 1 мая 1930 года. Однако планы шейха Мухаммада Штульского нарушил положивший всему начало внезапный, но победоносный бой в Курахском районе. В сводках Курахского РК ВКП(б) говорится: «…началось восстание внезапным столкновением повстанцев с Курахским отрядом, который они разоружили и распустили, районные власти, узнав об этом факте, бросив район, бежали…».

Слух об успехе повстанцев быстро дошел до соседних селений, и 27 апреля восстание вспыхнуло уже в другом районном центре – селе Касумкент. В ходе завязавшегося боя в Касумкенте были убиты крупные чиновники безбожников, о чем говорится в сводках коммунистов: «Восстание стихийно распространялось, 27 апреля оно перекинулось в Касумкент, здесь начавшаяся на базаре перестрелка распространилась на весь райцентр, в ходе которой были убиты секретарь РК ВКП(б) Герейханов и сотрудник уголовного розыска…».

Тем временем к освободительному движению продолжали присоединяться близлежащие села: за короткое время восстание охватило большую часть Курахского района.

По несколько иному сценарию развивались события в Табасаране. 27 апреля безбожные власти селения Тинит, услышав о восстании, впали в бегство. После чего 28 апреля в Тинит вступил отряд повстанцев, командование над которыми взял Акимов. В северной части района был создан отряд под командованием Мавзакая Эфенди. Несмотря на плохое вооружение, местные отряды достигли ощутимых успехов, о чем также говорится в сводках: «Повстанцы Табасарана были плохо вооружены. Тем не менее они разоружили погранзаставу и взяли в плен пять человек…».

Однако, несмотря на первоначальный успех, безбожные власти быстро и жестко среагировали на выступление народа: в Южный Дагестан были стянуты и сформированы многочисленные группы из военных частей, задействованы отряды из местных муртадов[1].

Плохо вооруженные, малочисленные и не получившие ожидаемой поддержки среди населения повстанцы были разбиты. Только шейху Мухаммаду Штульскому с небольшой группой руководителей восстания удалось скрыться в Курахских лесах.

К 2-3 мая очаги народно освободительного движения были подавлены. Безбожные власти бросали все силы, чтобы поймать руководителей восстания: начиная с тотальных проверок и заканчивая обещаниями сохранить жизнь в обмен на добровольную явку.

Довольно долгое время шейху Штульскому удавалось с группой единомышленников скрываться в Касумкентских и Курахских лесах. К сожалению, нет материалов, рассказывающих о пленении или добровольной явке шейха к безбожникам. Однако есть материалы его допроса, текст которого не нуждается в комментариях:

«Я – Гаджи Магомед Эфенди Рамазанов шейх Штульский заявляю: что 26 апреля 1930 года я возглавил вооруженное восстание против советской власти, граждан Кюринского округа – районов Курахского, Касумкентского и Табасаранского. Целью восстания было требование от советской власти восстановление шариата, предоставление тех прав и положений которыми пользовались граждане до прихода советской власти в Дагестан. В частности, мои и граждан, мною возглавлявшихся, сводились к следующему: а) восстановление шариатских судов и школ с преподаванием для детей; б) введение брака по шариату взамен ЗАГСа; в) ликвидация сельских советов и восстановление статуса старшин; г) возвращение отобранных мечетей и прекращение гонений на религию; д) освобождение служащих культа от налогов; ж) восстановление в избирательных правах незаконно лишенных; и) прекращение арестов невинных людей.

Изложенные выше мы хотели предъявить советской власти в виде ультиматума, что если советская власть не выполнит их, то начать военные действия и таким образом добиться своего. Причем мы решили, если не победим будем скрываться в горах и оттуда производить налеты на сельсоветы, комячейки и т.д. с целью помешать советскому строительству, пока власти не выполнят наши требования. Оговорюсь, лично я на победу не надеялся, так как восстание граждан было плохо вооружено, но я знал советская власть пойдет на уступки, если увидит массу вооруженных и восставших людей».

29 ноября 1930 года шейх Мухаммад Штульский, а также Иса Майсумов, А. Магомедов, Айдемироглы Новруз, Маталиб Загироглы, Кафланов Абдуразак и другие, по решению неверных властей были приговорены к расстрелу. Сотни людей подверглись гонениям и репрессиям, многие погибли в тюрьмах и лагерях. Погибли защищая свой дом, защищая религию своих отцов.

  • 0Albara_ (Ибрагим) 15 марта 2012 в 19:32

    секретарь РК ВКП(б) Герейханов, его именем назван совхоз в С.Стальском районе

  • 0muvahhid (h) 15 марта 2012 в 19:55

    не всех своих героев мы оказывается знаем

  • +1Mikail1 (Микаил) 15 марта 2012 в 19:58

    Хороший пост.
    Ситуация тогда в чём то перекликается с сегодняшней ситуацией в Дагестане...Только тогда было религиозное восстание против новых порядков и безбожников за свою религию и свой дом,а сейчас бандитизм и терроризм под маркой псевдорелигиозного движения против своего народа и исполнительной власти.
    Но и тогда и сейчас всесторонней поддержкой народа заручиться не получилось,да и не могло этого быть в принципе...

    • +1muvahhid (h) 15 марта 2012 в 20:05

      просто нету Таких лидеров и тогда не было как Газимухамад или шамиль за которыми бы пошли народы [хотя и у них внутренних врагов и предателей хватало] , я еще раз повторюсь войско баранов возглавляемая львом на много сильней чем войско львов возглявляемая баранами!

      • 0Mikail1 (Микаил) 15 марта 2012 в 20:08

        Всё правильно.Но и нет той идейной подоплёки,которая была у великих имамов.

        • 0aborigen (noname) 15 марта 2012 в 21:08

          а какая подоплека была у великих имамов
          что ее сейчас не хватает?

          • 0Mikail1 (Микаил) 15 марта 2012 в 22:00

            Ну как?Гази-Мухаммад вел войну с неверными,с православием,проникающим на Кавказ ну и с Российской империей. Шамиль против кого боролся?Против Царя и царского режима,присоединяющего Кавказ к России.Это главная идея борьбы,опирающаяся на религию.А сейчас против кого борятся так называемые"лесные"..С Россией?Отсоединиться?А надо ли это народу Дагестана?Спросить забыли?В их борьбе главное религия?Или они борятся против власти или против всего народа,или они вообще не борятся,а в большинситве своём бегают от правосудия за ранее совершённые преступления или " зарабатывают " деньги ,облагая данью своих земляков,или отрабатывают поступившие на "джихад"деньги от спонсоров...

            • +1factor (Hamzat) 16 марта 2012 в 10:20

              Сложившуюся ситуацию в Дагестане не нужно рассматривать только через призму криминала - ситуация куда сложнее.
              По факту, сейчас мы наблюдаем "фестиваль" понятий и целей которым следуют некоторые представители нашей республики. Под фестивалем я подразумеваю совершенно разные порой взаимоисключеющие друг друга идеи. Проще говоря, вооруженное подпольнье это не всегда люди с исламским мировозрением и желанием возвысить слово Всевышнего на земле Дагестана. В нашей республике сейчас действуют различные криминальные группировки, состоящие из лиц подвластных отдельным чиновникам, простые уголовники, которые терроризируют население, ну и идейное подполье.
              Для многих данная обстановка очень выгодна - удобно ведь совершить то или иное преступление, а виновных будут искать среди лесных, а под лесных у нас можно подвести любого человека при желании, достаточно лишь ходить в мечеть и отпустить слегка бороду.

              • +1Mikail1 (Микаил) 16 марта 2012 в 10:39

                Я как раз про это и говорил.О том,что раньше,во времена первых Имамов была более менее ясная идея,а сейчас(повторюсь)"в большинстве своём" криминал,клановость и в какой то степени религия с подменой понятий и ценностей.И опять же в большинстве случаев ,это борьба не за идею,а поиск сиюминутной ,личной выгоды,будь то деньги,уклонение от ответственности за ранее совершённые преступления,самоутверждение в своих глазах и глазах "соратников",и ещё ..,я так думаю куча возможных причин...И идейные,религиозные убеждения среди них далеко не на первом месте!
                Сложно всё у нас...Но назвать то,что происходит идейной борьбой,как можно сказать про борьбу Гази-Мухаммада и Шамиля, язык не поворачивается.

                • 0factor (Hamzat) 16 марта 2012 в 10:51

                  конечно это не идет ни в какое сравнение с тем, что происходит сейчас.
                  Ну во-первых, на данный момент в Дагестане нет таких одиозных личностей, таких лидеров, а всех тех кто был убрали те, кто сейчас грабит Дагестанский народ.
                  Исма в одном из своих постов верно отметил, что за достаточно коротких для истории период, Дагестан был и Шариатским, побывал и в коммунистической шкуре, дермократами сейчас вроде являемся, плюс еще кое-где остались отголоски язычества.
                  В шамилевскую эпоху было куда проще консолидировать народ вокруг одной идеи

            • 0aborigen (noname) 16 марта 2012 в 21:07

              а че сегодня другие религии и секты или понятия не проникают в Дагестан?
              тебе не кажется что облагать земляков данью и отрабатывать деньги от спонсоров как то не стыкуется вместе?
              по поводу заботы о земляках - нас всех давно продали и продолжают перепродавать властьимущие, а не так давно Рамазана Утарбиева продали менты и теперь ему за драку впаяли срок, для кого то продвижение по службе, а для остальных очередное предательство
              а понятие типа нас захватили силой и только силой от нас отвяжутся лично я считаю оскорбительным

Комментировать
Яндекс.Метрика Правообладателям · F.A.Q. · Пользовательское соглашение · О проекте · Реклама на сайте · Инвесторам · В Дагестане за сутки от COVID-19 умерли более 20 человек · В Дагестане за неделю от COVID-19 умерли более 90 человек · В Дагестане за сутки от коронавируса скончалось 16 человек
© 2009–2024 Мой Дагестан. Для лиц старше 18 лет. Пишите: admin@moidagestan.ru
Сгенерировано: 0.047656 сек.