ВКонтакте

Блоги

Опубликованы полные результаты переписи населения в Дагестане
Ravninec (Равнинец)
Давлет-агьа отзовись.
atlan10 (atlan)
СК сообщил о задержании еще одного участника банды Басаева
Ravninec (Равнинец)
Почему в Дагестане всех так интересует, кто когда женится или выйдет замуж?
pravda05 (pravda)
С днём 8 Марта! Международный женский день!
withoutreverse (old man)

Тут обсуждают

Знаменитые дагестанцы

Салихов Муслим Зайналханович

Салихов
Муслим Зайналханович

9.06.1984

Боец ушу-саньда, олимпийский чемпион

Первый некитаец, получивший титул "Король кунг-фу"

Личные блоги

+19Albara_ (Ибрагим) / Немного истории. Отдельные сведения о Хаджи-Давуде в лезгинской литературе XVIII века.

Личность Хаджи-Давуда Мюшкюрского мало знакома жителям Дагестана и вообще не освещена в книгах по истории как Дагестана, так и Азербайджана, с одной стороны это связано с тем, что значительную часть своих действий Хаджи-Давуд проводил на территоии проживания лезгин в Северном Азербайджане, но эти процессы затрагивали и южную часть Дагестана и народы, населяющие эту территории (тасаранцы, агульцы, цахуры, рутульцы,тлыши, удины и др.). Мало кому известно (из истории Дагестана), что до того, как Надир -Шах и др. завоеватели доходили до Нагорного Дагестана, им приходилось сталкиваться с народами, проживающей в южной его части на равнине и вообще хочу сказать что основной театр военных действий идет за равнину, ведь за право проходить по равнине для торговли и выходы к морю, идет борьба, равнина плодоносная земля, а не за горы, которые не нужны завоевателям и в которые обычно уходили народы от колонистов. Поэтому народы населявшие равниную часть современного Дагестана и Азербайджана с древних времен сталкивались как с военными походами на них, так и вели торговлю с представителями из других земель, поэтому часто упоминается зарубежными историками народы дагестана как лезгины, потому что первыми с кем приходились сталкиваться были они. Так вот этот пост хочу написать про Хаджи-Давуда, полагаю личность для моего народа более выдающаяся, чем Шарвили, обросший языческими эпосами.

Многолетняя героическая борьба народов Восточного Кавказа против иноземного владычества в первой трети XVIII века нашла своё отражение в фольклоре и литературе лезгинского народа. Так, все эти события отражены в одной народной песне «Гьажи-Давудакай мани» ("песня о Хаджи-Давуде" перевод с лезгинского, прим. Альбары_Ибрагима).

В этой песне рассказывается о том, что «в разгар восстания цахурца Али Султана против персидского шаха Хаджи-Давуду приснилось, будто Аллах велел ему избавить свой народ от шахского гнета. Хаджи-Давуд стал призывать народ к восстанию против кызылбашских властей. Собрав достаточно сильный отряд, он отправился в Кайтаг к Ахмед-хану. Заключив с ним договор, направился в Казикумух к Сурхай хану. Однако нашлись предатели, которые сообщили шаху о готовившемся восстании. На обратном пути Хаджи-Давуд был схвачен и брошен в дербентскую тюрьму. Но также нашлись люди, которые смогли устроить его побег из тюрьмы».

«После этого, – говорится далее в песне, – на лезгинских землях вспыхнуло восстание. Повстанцы вскоре освободили от кызылбашских захватчиков Шабран и направили свои отряды в сторону Баку. Однако около «Кровавого холма» (дословно с лезгинского) они потерпели поражение и вернулись обратно. К этому времени к войскам Хаджи-Давуда присоединились отряды из Лаца, Кюре, Табасарана, Куткашена и сам Али Султан из Цахура. Объединенное войско двинулось на Шемаху и захватило город.

Узнав об этом, шах приказал арцахцам и ганцахцам усмирить повстанцев, и вскоре войска шахских вассалов двинулись на восставших. Однако Хаджи-Давуд, умело маневрируя, встретил их у Куры и разбил. Потом он сам направился на Ганцах. Однако, услышав о том, что против него брошены силы Кахетинского наместника Имамкули-хана и Вахтанга VI, пользующихся поддержкой России, Хаджи-Давуд отступил.

Он прекрасно понимал, что в одиночку не справиться с врагами, которые действовали с двух сторон (имеется в виду Россия, стремившаяся завоевать Кавказ и Иран, прилагающий все усилия для сохранения своих позиций). И своим союзником Хаджи-Давуд выбрал Турцию. Его предложение о союзничестве было принято со стороны Турции положительно, была оказана военная и политическая помощь. Союз «резко укрепил позиции Турции и Лезгистана» (дословный перевод из песни).

Видя успехи повстанцев, и Россия, и Иран отправляют посыльных и подарки Хаджи-Давуду для установления хороших отношений и приближения его к себе. Однако Хаджи-Давуд с честью вышел из этих испытаний и не предал свои идеалы. В конце песни отмечается, что лишь измена Турции подорвала его позиции. Однажды, когда Хаджи-Давуд со свитой находился в Гяндже, турки арестовали его и назначили на его место Сурхай-хана, бывшего союзника Хаджи-Давуда, который из-за своего «неумения вести политику привел кровавого Надир-шаха» (дословно из песни)».

Отдельные сведения о Хаджи-Давуде и его борьбе против иноземных захватчиков остались и в лезгинской литературе XVIII века.

Так, современник Хаджи-Давуда Навруз из Джаба (Чепер) в одном из своих стихотворений воспевает его как храброго и верного своему делу человека, большого ученого (алима), называет его «львом ислама» и глубоко скорбит по поводу его ссылки на далекий остров Кипр.

Рожденный для рая Хаджи-Давуд Дагестани

Учитель великий, он много умел,

С исламом в душе, как лев он был смел.

Народ свой, он видел в свободной стране,

Рожденный для рая-Хаджи-Давуд Дагестани.

Чист сердцем он был, о нем грязно лгут,

Лисы, вторя собакам, что стадо пасут

Оболган, отвергнут, оставлен в тени

Рожденный для рая-Хаджи-Давуд Дагестани.

На Кипре героя упрятав, османцы пытались

Забвенью предать, но они ошибались.

Имя шейха героя вновь услышат они,

Рожденный для рая Хаджи-Давуд Дагестани.

Навруз из Джебе этот стих рассказал,

Народу правдиво я тебя показал.

В славный стих золотые слова вплетены,

О рожденный для рая-Хаджи-Давуд Дагестани.

(Подстрочный перевод)

Известно также стихотворение, подписанное самим Хаджи-Давудом, в котором автор осуждает такие человеческие качества как зависть, двуличие, алчность, жадность и призывает к высокой нравственности и морали. Путь к этому Хаджи-Давуд видит в просвещении народа, приобщении его к религиозным и светским наукам.

Смотрю на людей, погрузившись в раздумья,

Всюду волки одни, взгляды-взоры безумья.

И других вижу тоже, есть и лиса хитрей

Соколиный же глаз, их уловок острей.

Но видел я также и чистых людей,

Им святость больше хлеба нужней.

Те знают, она не к лицу сатане,

И с ней не узнают, себя в кабане.

И знает пусть каждый, наука успех,

Науки как кони, табуны ждут нас всех.

День правды когда, нас всех оголит,

Науке одеждой нам стать предстоит.

Невежды отступятся, вниз упадут,

Лишь те, кто с ученьем, на вершину взойдут

(Подстрочный перевод)

Ещё два стихотворения о Хаджи-Давуде и Сурхае написаны неизвестным автором. В них автор глубоко скорбит по поводу гибели Хаджи-Давуда, с грустью вспоминает о его доблести и благородстве, умоляет Всевышнего быть к нему благосклонным, осуждает предательство Сурхая, сравнивая его с «хитрой и коварной лисой».

Элегия о Хаджи-Давуде

Пройдя старые и узкие тропы,

Перешел я в светлую веру Единого Бога.

Не будет пользы от твоей хитрости,

Незаслуженное богатство себе присваивая.

Не стало султана Хаджи-Давуда Дагестанского,

Был он человеком справедливым и достойным.

Судьба была к благословенному жестока

Ушел он из этого бренного мира.

О Боже! Будь милостив к нашему султану,

К этому самому ученому из ученых людей.

Попал он в вечный и праведный мир,

Под твою милость и милосердие.

(Подстрочный перевод)

Кара за твою неправедность

Степень науки очень высока,

Нельзя её оценить, она бесценна.

Богохульникам наука недоступна,

Верю во Всевышнего, Он один

Каждый шаг, о Боже, все ты видишь,

Неверных ты наказываешь безверием.

Эй, человек, ты на небесах подобен капле,

Ровно девять месяцев пребывал ты в темной утробе.

Из мрака ты вышел на свет,

Начал говорить с людьми.

Прошло много лет и зим,

И разные напасти ты пережил.

По своим поступкам ты напоминаешь лису,

Ты наказан за свои неправедные поступки.

Не будь алчным подобно лисе,

Не будь корыстным, угомонись.

(Подстрочный перевод)

все эти стихотворения были выявлены и опубликованы на лезгинском языке ученым-арабистом Г.Садыки.

Из всего вышеприведенного Хаджи-Давуд предстает перед нами как человек честный и мужественный, всю свою жизнь отдавший борьбе за свободу и счастье своего народа. Отражение образа Хаджи-Давуда в фольклоре и литературе как народного героя и заступника свидетельствует о том, что его деятельность находила в широких массах понимание и поддержку.

Судя по источникам и другим материалам, Хаджи-Давуд был достаточно образованным для своего времени человеком, владевшим, кроме своего родного лезгинского, также и тюркским, арабским и персидским языками. Обладая достаточными познаниями в мусульманской теологии и глубоко понимая психологию масс, Хаджи-Давуду удалось вовлечь в борьбу против иноземного владычества широкие социальные слои лезгинского и других суннитских народов Восточного Кавказа. Будучи глубоко верующим человеком, ему не были чужды такие нравственные принципы, как честь, долг, дружба.

Хаджи-Давуд имел семью и много родственников. Нам известны имена двух его сыновей и одного брата. Старшего сына его звали Сулейман или Салман, а второго Абель-Керим, возможно Абдулкерим. Брат его носил имя Хаджи-Ахмед-хан. Не исключено, что он также совершал хадж в Мекку, возможно, вместе с братом.

Хаджи-Давуд Мюшкюрский- один из выдающихся личностей в истории народов Восточного Кавказа. Великий полководец, искусный политик, выдающийся мыслитель, легендарный вождь освободительной борьбы народов Восточного Кавказа, неугомонный поборник веры, свободы и нравственности — именно таким он приходит к современным поколениям из глубины истории.

Р.S. Своего второго сына назову Гаджи-Давудом, иншАллах))

  • +3Albara_ (Ибрагим) 14 августа 2012 в 19:40

    Долго корректировал пост, лучше не получилось)), кто слышал про него или еще знает не проходите мимо, отписывайтесь

    • +2highlander05 (-------->) 14 августа 2012 в 19:47

      читал о нем в юношестве...
      только хотел написать здесь о том, что к сожалению личность хоть и значимая для нашей Родины, но, к сожалению, малоизвестная, и информации не так уж и много, объективной имеется ввиду

      спасибо за пост!

      • 0Albara_ (Ибрагим) 14 августа 2012 в 19:54

        пожалуйста Артур!!!))

  • +1GamzatBek (Пользователь) 14 августа 2012 в 21:03

    БаркалЛагь, брат!

  • +1chudojnik (хороший человек) 14 августа 2012 в 21:19

    Впервые слышу о нем, к своему стыду
    пост познавательный +++
    Albara_ (Ибрагим)- молодец

  • +1eminem (emin) 14 августа 2012 в 21:38

    читал про него , информации действительно не много, Россией воспринимался как абрек, мятежник, тем не менее считались с его возможностями и умом, и действительно был предан Сурхай ханом, в основном из-за его популярности в народе, и то что народ шел за ним, и опасался этого, за свою власть, впрочем как и сегодня ....

    ВЕЛИКИЙ СЫН СВОЕГО НАРОДА....

  • +4Magaa66 (Magaa) 14 августа 2012 в 22:37

    А щя красные макасины и пасаженная приора ,никаких ценностей ...Надо помнить свою историю и распростронять среди молодежи ,что б не деградировали .

  • +1HUMUR (Shah) 14 августа 2012 в 23:51

    К сожалению крупные державы играли не только на национальных чувствах дагестанских и кавказских народов, но и перетягивали на свою сторону феодалов, влиятельных людей. Речь не может идти о измене Турции Хаджи-Давудом, вероятно всего он осознал весь вред этого союза с османским государством и в конце концов разорвал связи с Портой, так как политика османов в любом случае не предусматривала интересы кавказцев.

  • 0Anet (Аннет) 14 августа 2012 в 23:59

    За историю всегда ой скромненький плюсик)
    Это интересно.

  • 0Inda7113 (Инда) 15 августа 2012 в 03:16

    +++++

    Стыдно признать но впервые читаю об этом

  • 0Shamik2012 (Шамиль) 15 августа 2012 в 04:18

    +++++++++++

Комментировать
Яндекс.Метрика Правообладателям · F.A.Q. · Пользовательское соглашение · О проекте · Реклама на сайте · Инвесторам · В Дагестане за сутки от COVID-19 умерли более 20 человек · В Дагестане за неделю от COVID-19 умерли более 90 человек · В Дагестане за сутки от коронавируса скончалось 16 человек
© 2009–2024 Мой Дагестан. Для лиц старше 18 лет. Пишите: admin@moidagestan.ru
Сгенерировано: 0.044510 сек.