ВКонтакте

Блоги

Я, буду здесь завтра ))). Всем Здоровья и Добра!
Rozgdennyi (Александр)
Срочно нужен Новый Год.
darvin1982 (☆)
Байрам или байрамидзе?)))
SHAPI_KAZANISH (Къазаныщ къумукъ тамгъа)
Марьям Алиева: О чем нельзя молчать, как уберечься от насилия, и что такое дагестанский романтизм.
pravda05 (pravda)
Уважаемый Администратор, я скажу.
Rozgdennyi (Александр)

Тут обсуждают

Знаменитые дагестанцы

Цадаса Гамзат

Цадаса
Гамзат

9.08.1877—11.06.1951

Аварский поэт

В течение трёх лет был дибиром, т. е. мусульманским священником и судьей в родном ауле Цада.

Личные блоги

+12SHAPI_KAZANISH (Къазаныщ къумукъ тамгъа) / Тайны биографии Джелала Коркмасова .Часть 1

За последние 50 лет дагестанскими историками немало сделано в изучении жизни и деятельности одного из выдающихся политических деятелей XX века в Дагестане и России Джалала Коркмасова. Однако малоизученным (если не сказать, почти неизученным) и неосвещенным остается в нашей науке заграничный период деятельности профессионального революционера.

В период моего пребывания и работы в Анкаре и Стамбуле в 1995-96-е гг., изучая дагестано-турецкие историко-культурные связи, я знакомился и с литературой о Д. Коркмасове. В результате удалось узнать много нового, в отечественной литературе по сию пору не получившего своего освещения. Д. Коркмасов, как известно, в 1908 г., оставив до лучших времен учебу в Сорбонском университете в Париже, по призыву своих турецких друзей, студентов-соратников, поспешил перебраться в Турцию и со свойственным молодежи той поры революционным энтузиазмом окунулся в гущу грандиозного политического процесса, названного историками впоследствии младотурецкой революцией 1908-1910 гг.

Без всякого преувеличения можно сказать, что Джапал Коркмасов, долгие годы, живя в Париже и Стамбуле, активно участвуя в политическом процессе, имел возможность познакомиться и находиться в личном дружеском общении со многими выдающимися представителями новой "младотурецкой" элиты Турции начала XX века, пришедшей на смену "староосманской" и сыгравшей выдающуюся роль в переосмыслении турецкой нацией своей исторической судьбы, становлении современной демократической Турции.

Эти его знакомства, опыт и знание Турции сыграли свою роль в налаживании двухсторонних связей между правительствами В.Ленина и Ататюрка. Архивные и литературные источники свидетельствуют: в Турции Кемаля Ататюрка хорошо знали и доверяли Д. Коркмасову. Знали, что он — один из наиболее авторитетных лидеров горцев и комиссаров В.Ленина на Кавказе. И когда была образована Дагестанская советская социалистическая республика в составе РСФСР, Ататюрк направил радиограмму с поздравлениями в адрес В.И. Ленина. Надо ли после этого удивляться тому, что под первым Российско-турецким договором, подписанным 16 марта 1921 г., наряду с подписью министра иностранных дел РСФСР Чичериным стоит и подпись Д. Коркмасова.

Следует отметить, что заграничный период жизни и деятельности Д. Коркмасова освещен в ряде публикаций, сделанных в Турции в 60-90-е гг ХХ века. Особую ценность для раскрытия политической и духовной биографии Д. Коркмасова представляют воспоминания Джафара Саид-Ахмеда Крымэра, одного из выдающихся крымско-татарских общественных и государственных деятелей, долгие годы за границей (во Франции и Турции) находившегося с ним в дружеских отношениях и общении. Эти материалы позволяют выявить новые штрихи в политической и духовной биографии Д. Коркмасова и вместе с тем очертить новые грани этой выдающейся личности, оставившей яркий, неизгладимый след в истории России, Дагестана и Турции.

В начало

ДЖАЛАЛ КОРКМАС И ТЮРКИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ТУРЦИИ

С началом революции 1908 г. в Турции мощное развитие получают и культуртрегерское тюркистское движение, названное некоторыми исследователями движением тюркского культурного реванша. В рядах этого движения, вдохновлявшегося младотурецкой революцией и идеей тюркской солидарности, наряду с самими турками в качестве идеологов и инициаторов его было немало представителей и российских турок, оказавшихся к тому времени волею судеб в Османской империи. В первых их рядах фигурируют: Джалал Коркмас(ов), АхметСаип Каплан(ов) Тахир Дагестанлы — из кумыков; Юсуф Акчора, Гаяз Исхаки — из казанских татар; Зеки Велиди Тоган — из башкир; Ахмед Агаев, Гусейн-заде — из азербайджанцев и др.

Одним из первых организационных продуктов этого движения было создание уже в 1908 г. т. н. Тюркологического общества (Turk Dernegi) в Стамбуле. Главным идейным вдохновителем его был известный общественно-политический деятель, интеллектуал, историк и философ Юсуф Акчора, происходивший из семьи татарских аристократов, эмигрировавших в конце XIX в. в Турцию. Здесь его мать вторично вышла замуж за Осман-бея Дагестанлы из рода кумыкских князей. Юсуф рос и воспитывался в семье отчима; тот дал ему блестящее образование сначала в Стамбуле, затем в Париже (отсюда его первоначальное имя и фамилия Юсуф Дагестанлы). Юсуф и Джалал, почти ровесники, познакомились еще в Париже, куда в годы учебы Джалала заезжал Юсуф.

Учредительное собрание Общества состоялось в конце декабря 1908 года в Стамбуле в помещении Школы политических наук, основанной Джалалом. Общество получило поддержку одного из принцев султанской династии Велиахта Юсуфа Иззедина. Он и был избран Почетным председателем и покровителем общества, первым председателем — один из образованнейших османских интеллектуалов, полиглот, сын одного из министров правительства султана Абдуп-Хами-да II — Фуад Раиф, вторым — сын известного турецкого шейха, лингвист Неджип Асим, первым секретарем Юсуф Акчора.

На этом первом собрании участвовали и членами Общества были избраны: Джалал Коркмас (Дагестан), Ахмед Митхад-эфенди (выдающийся поэт), Эм-руллах Эффенди (тюрколог), историк и языковед Бурсалы Тахир, внук знаменитого суфия и поэта Джелаледдина Руми в 18-м колене, историк и литературовед Велед Челеби, востоковед из турецких армян Акоп Бояджиян, татарский писатель Муса Акйигитоглу (Россия), ученые Риза Тевфик, Ахмет Ферид. В это общество впоследствии вступили: известный русский востоковед, профессор Гордлевский , профессор-востоковед Мартин Хартман, Антуан Тангыр, знаментитый просветитель издатель общетюркской газеты "Терджуман" Исмаил Гаспринский (Крым), исламские либералы и тюркисты Насип Юсуфбейзаде, Али Гусейнзаде, Ахмед Агаев (все — Азербайджан). Материальную помощь учрежденному обществу оказывали и некоторые государственные деятели Османского правительства: принц Саид Халим Паша, Косе Раиф Паша, Халит Зия (Ушаклыгил) и др.

Один из пунктов устава Общества, принятого 25. 12. 1908 г., гласил: "Задачей общества является сбережение, изучение и распространение знаний о культурном наследии и современном положении тюркских народов".

И действительно, в течение 1908-1912 гг. Общество проводило большую научно-просветительную работу; издавало ежемесячный журнал "Turk dernegi" (Тюркское общество) и многочисленную печатную продукцию, посвященную истории и культуре тюркских народов.

Можно сказать: так зарождалось тюркское культуртрегерское движение. Один из французских учителей Джапапа Коркмасова и Юсуфа Акчоры профессор Сорбонны Альберт Сорель писал: "XX век начинается двумя великими открытиями: в географической науке — открытием полюсов, в исторической — тюрков".

В начало

ДЖАЛАЛ КОРКМАС И МЛАДОТУРЕЦКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1908-1910 ГГ.

Младотурецкую революцию 1908 г. Д. Коркмасов, как и все тюркские политэмигранты из России, встретил с восторгом. С младотурками Д. Коркмасов, как сообщает близкий в те годы ему товарищ и друг Джафар Сайид-Ахмед Кры-мэр, был в близких, дружеских отношениях еще с Парижа. И по их призыву прибыл в Стамбул в 1908 г. Но пути их здесь, однако, разошлись. Когда в 1908 г., младотурки, в частности, Бахаэтдин Шакир и доктор Назим, предложили ему сотрудничать в их журнале "Шура-и Ум-мет" (Совет, общины), он по политическим мотивам решительно отказался.

Джафар Саид-Ахмед вспоминает: "В 1910 в Стамбуле я имел счастье познакомиться с двумя замечательными личностями. Один из них был Джапал Коркмас из северокавказских тюрок. Прекрасно владевший французским, русским языками Джалал принадлежал к левым социалистам. Он вместе со своей гражданской супругой, революционеркой Марией (Скоковской — К.А.), происходившей из семьи польских аристократов, держал на Диван-йолу пансион. Отец ее, польский революционер, был сослан царским режимом в Сибирь. При первом же нашем знакомстве Джалал подверг критике младотурецкое движение за конституцию, объясняя, что оно вовсе не является социальной революцией и что иттихадисты (члены младо-турецкой партии "Иттихад-и Терраки" (Союза во имя прогресса К.А.) не понимают принципов народовластия. Он также часто критиковал религию".

Как пишет Джафар, он сам снимал комнату в пансионе, который содержали Д. Коркмас и Мария, брал уроки французского у последней и очень сблизился с ними. Он свидетельствует, что чета Коркмасовых в стамбульский период их жизни жила в чрезвычайно стесненных условиях. Поэтому Джафар всячески старался быть им в помощь.

Эти сведения подтверждаются и отечественными источниками.

В начало

  • 0nurmagomedov.a (MAX-05) 30 сентября 2013 в 20:37

    Говорят он дружил с Муссолини,это правда Шапи?Они вроде учились вместе.

    • +3SHAPI_KAZANISH (Къазаныщ къумукъ тамгъа) 30 сентября 2013 в 21:07

      Вопрос интересный если это не сарказм конечно... Я не знаю этого , надо будет почитать про Бенито. Но думаю если они были друзьями то это неплохо. Дуче пришел к фашизму уже после их знакомства . Препятствий для дружбы у них во время учебы не было ....

  • 0Sanador1313 (АЗАМАТ) 30 сентября 2013 в 22:16

    тоже сильная личность была,хотя с некоторыми его идеями не согласен.

Комментировать
Яндекс.Метрика Правообладателям · F.A.Q. · Пользовательское соглашение · О проекте · Реклама на сайте · Инвесторам · В Дагестане за сутки от COVID-19 умерли более 20 человек · В Дагестане за неделю от COVID-19 умерли более 90 человек · В Дагестане за сутки от коронавируса скончалось 16 человек
© 2009–2024 Мой Дагестан. Для лиц старше 18 лет. Пишите: admin@moidagestan.ru
Сгенерировано: 0.037621 сек.