ВКонтакте

Блоги

Давлет-агьа отзовись.
atlan10 (atlan)
СК сообщил о задержании еще одного участника банды Басаева
Ravninec (Равнинец)
Почему в Дагестане всех так интересует, кто когда женится или выйдет замуж?
pravda05 (pravda)
С днём 8 Марта! Международный женский день!
withoutreverse (old man)
don't worrEEE, be хьинчи
highlander05 (-------->)

Тут обсуждают

Знаменитые дагестанцы

Стальский Сулейман

Стальский
Сулейман

18.05.1869—23.11.1937

Народный поэт Дагестана

Излюбленная форма стиха у Стальского — обычные ашугские «рубайи»: три строки рифмованные, одна свободная

Личные блоги

+24Faris86 (Muslim) / Учителя Саида-афанди (да будет свята его душа)

Когда речь идёт о единстве нации, в первую очередь, на ум приходят общины, джамааты, сёла, способствовавшие её укреплению и становлению. Если перечислять, то таких сёл-джамаатов в Дагестане очень много. В их числе особое место занимает селение Чиркей. Исторически укреплению села и сплочению джамаата способствовали крепость веры его жителей, любовь другу к другу и почёт к гостям. А в последнее время название села мы сразу связываем с именем с досточтимого шейха Саида-афанди (да будет свята его душа).

Жизнь этого великого человека прошла в этом селении, где получил прекрасное исламское образование, стал устазом тариката и до последней минуты наставлял людей на путь истины, здесь же написал бесценные духовные произведения. Вся жизнь Саида-афанди (да будет свята его душа) была на виду огромного количества верующих, все его действия были направлены на укрепление Ислама, но мало кто знает об учителях шейха, о тех, которые обучили его шариатским наукам. Больше всего Саид-афанди (да будет свята его душа) учился у Патал Хаджи, затем изучил «Ихяи …» у Якубил Хаджиява. Всего Саид-афанди (да будет свята его душа) изучал науки семь лет. Об этих алимах сегодня хотим рассказать.

Патал Хаджи

В годы газавата селение Чиркей было одним из тех, что больше всего помогли имаму Шамилю. Много преданий сохранилось о подвигах и стойкости чиркейцев. Также с почётом упоминают и имя наиба Шамиля Шахмарданил Хаджиява. В Чиркее его называют Наиб-Хаджияв. Хаджияв не остался до последних дней с имамом, но царским властям не подчинился,а после окончания Кавказской войны его пригласили в Темир – Хан Шуру, где власти его отравили. Сыновьями Хаджиява являются Тагир-хаджи и Омар. Омар же своего сына назвал именем отца – Хаджияв. Но Омару не суждено было видеть дальнейшую судьбу сына. Он в зимнюю ночь пошёл искать пропавший скот и замёрз в пургу в салатавских горах. Осиротевшего Хаджиява воспитала мать Патимат. Чиркейцы её сокращённо называли Пата. И благодаря этому имени стал известен и Хаджияв, как Патал Хаджияв, т.е Хаджияв, сын Пата. Хаджияв родился в 1894 году. Позже, когда древнему Чиркею предстояло затопление под водохранилищем Чиркейского ГЭСа, Хаджияв перенёс останки своего деда Хаджиява и похоронил их на новом месте. И сегодня могила наиба имама сохранена и известна. В раннем возрасте он приступил к изучению наук. Во всем ему помогал дядя Тагир-хаджи, работавший в то время имамом села. По направлению дяди Патал Хаджи учился у разных ученых в сёлах Гимры, Ашильта, (изучил книгу Жавхаратул Тавхид), Игали в медресе Омара, в Аргвани, Харахи, Инхо и других селениях Дагестана. Хайбулла из Буртуная за приверженность религии был выслан из своего селения и поселился в Чиркее. У него изучил махрадж (тажвид). Хаджияв осваивал науки до 35-летнего возраста, не женившись до самого конца обучения.

Годы его учёбы попались на самое трудное, неразборчивое время, когда невозможно было определить свой-чужой и везде шло противостояние. Все же, сильная любовь к исламской науке помогла Патал Хаджи завершить учёбу. В те годы в низменном и предгорном Дагестане одним из популярных межнациональных языков межнационального общения был кумыкский язык. Даже некоторые фетвы выносились на нём. Поэтому Патал Хаджияв, чтобы полностью овладеть кумыкским языком, на четыре месяца поселился в Казанище. А время, когда он завершил учёбу, выпали на самые страшные годы сталинских репрессий. Тогда из Чиркея арестовали и увезли около 40 учёных, среди которых был и двоюродный брат Патал Хаджиява Ахмадзиявудин. Патал Хаджияв позже вспоминал, что трое суток простоял у ворот тюрьмы, бесполезно пытаясь узнать хоть что-то о судьбе брата, которого, как оказалось потом, расстреляли.

В годы войны Патал Хаджияв вместе со сверстниками был призван на трудовой фронт – работал при рытье окопов под Майкопом. В те годы идеология государства больше всего была направлена против Ислама, поэтому за Патал Хаджиявом и Якубил Хаджиявом, как за учёными, тоже была установлена слежка. Но всё же, все вопросы жителей по Исламу оба алима решали. Сын Хаджиява Абдурахман-хаджи рассказывает, что отца два с половиной года не оставляли в покое органы КГБ за то, что 17-летней девушке заключил брак по шариату. Какие бы не встречались трудности, они обучали всех желающих, кто приходил к ним, и исполняли обязанности имама села.

В 1971-72 годах Саид-афанди (да будет свята его душа) впервые пришёл учиться к Патал Хаджи. Абдуррахман-хаджи вспоминает, как отец, видя старание и любовь к наукам Саида-афанди, говорил, что из него выйдет большой человек. Если в селении приглашали на мавлид или другие мероприятия, даже отцу бывало тяжело пропустить урок. Патал Хаджияв к знаниям был требователен, как и дядя Тагир-хаджи. Саид-афанди (да будет свята его душа) позже вспоминал, что учитель неожиданно спрашивал из грамматики и другой науки. Если подзабывал, то указывал, что нужно повторять. У Патал Хаджияв Саид-афанди (да будет свята его душа) учился шесть лет. Он до смерти учителя обязательно в месяц раз посещал его, несмотря на свою занятость. Патал Хаджияв не любил много говорить, каждое слово выверял и высказывался очень точно. Все его деяния соответствовали изученной науке. Умер Патал Хаджияв в 1992 году. Похоронен на кладбище селения Чиркей.

Якубил Хаджи

Когда Патал Хаджи ослеп и не в силах был обучать, Саид-афанди (да будет свята его душа) отправился к Якубил Хаджи изучить книгу «Ихяъ». Якубил Хаджи был одним из трёх алимов, которые направляли по руслу Ислама селение Чиркей, после ареста алимов. Хаджи родился в 1890 году. Родители его были состоятельными людьми, что дало ему возможность учиться, сначала в родном селе у Тагира-хаджи, затем в лакском селении Кукни в медресе Хаджи Муса Хаджи. Там он овладевал исламскими знаниями вместе с сыновьями Сайфулы –кади (да будет свята его душа), затем по шесть месяцев учился в селениях Казанише и Согратль. Затем три года учился в селении Хубар у учёного Баймурзы. Кроме аварского языка, он знал арабский, русский, кумыкский, лакский и персидский языки.

Вначале он отправился на работу в медресе в деревню Мусахаджиавал, что в Ставропольском крае. Проработав там полтора года, вернулся в Чиркей в 1928 году, где открыл медресе и стал работать имамом. Когда учёных стали преследовать и арестовывать, джамаат попросил Хаджиява оставить эту работу и не преподавать, дабы сохранить хоть несколько учёных в селении. Всё же, его тоже очень сильно мучили власть имущие. Не арестовали, но поручали самые тяжёлые и трудные работы, но Якубил Хаджи выдержал. В годы войны он, как и Патал Хаджияв, был призван в трудовую армию. После этого вплоть до открытия мечетей и получения разрешения на пропаганду они оба были духовными предводителями села. Также и он обучал желающих наукам, как бы ни было опасно. Саид-афанди в своих воспоминаниях говорит, что «Ихяи..» он изучил у Якубил Хаджиява. Умер Якубил Хаджи в 1990 году и похоронен на сельском кладбище.

  • +7Faris86 (Muslim) 6 октября 2013 в 09:28

    Мудрые изречения шейха Саида-Афанди (к.с.)


    Желающий получить хороший урожай работает без отдыха весной и летом. Такой добьется цели.

    Мир — это пашня для Ахирата. Пашите поле для него.

    Умение быть во всем в среднем положении есть наука.

    Вновь и вновь покаяние. Не гордитесь и не забывайте каяться. Какие бы большие ни были

    грехи, тавбу смоет их у того, кто верует в Аллаха и Пророка, мир ему и благословение.

    Абдурахман-хаджи из Асаба сказал: «Не тот, к кому пришла беда, попавший в нее, а тот, к

    кому пришла беда, а он не проявил терпение».

    Чабаны говорят: «В ясный день овец и девочки могут пасти, чабан нужен для отары в непогоду».

    Абул Хасан Шазили, рахимахуЛлах, сказал: «Деяние сердцем (мысль) размером с пылинку лучше, чем деяние телом размером с гору».

    Собравшимся людям для чтения зикра лучше читать в один голос и громко, подобно тому, как для крепкого камня нужен сильный удар, так и сердцам, которые крепче камня, чувства от громкого чтения зикра будет больше.

    Муъмин имеет три крепости для защиты от сатаны: мечеть, зикр (поминание Аллаха) и чтение Корана.

    Как нет ничего выше Аллаха, так нет ничего выше науки богопознания.

    Гордыня — это признак слабоумия человека. Чем может гордиться раб Всевышнего? Тем, от чего рожден и откуда пришел в мир?

    Если мирское состояние от частой раздачи уменьшается, то не уменьшится милость Аллаха.

    Тот, кто говорит: я знаю, является невеждой. Это много раз повторял Ибну Аббас. Да поможет Аллах всей общине Мухаммада, мир ему и благословение, следовать за знающими.

    Человек не должен быть подобен листу, носимому ветром.

    Тарикат является слугой шариата, т. е. инструментом, украшающим его.

    Богатый на ибадат, будет богачом, бедный — бедняком.

    Умение много говорить — не наука.

    Тот, у кого добродетели больше злонравия, кем бы он ни был, считается совершенным человеком.

    Религия и государство как двойняшки, нельзя вскармливать одного без другого.

    Мой устаз не обещал мне Рая, но научил делам и деяниям, приводящим в Рай.

    Есть большая радость сердца, что Ислам очистится как ясное небо.

    Да не сделает нас Аллах известными среди людей под названием алим.

    После ослепления сердца, увиденное и услышанное не помогает.

    Кашфу (чудеса) бывает двух видов — нура, т. е. божественное, и зульма — сатанинское.

    Мой устаз Мухаммад-афанди из Хучады говорил: «Никого не приводи призывами в тарикат, а пришедшего не гони».

    Вся польза в следовании предыдущим, весь вред — в следовании новшествам нынешним.

    Не засеяв поле весной и все лето проведя в снах, сбора урожая по осени не будет — надо бы знать.

    Не доверяй своей жизни, мол, здоров еще. Когда наступит смерть, болезнь не обязательна.

    Суда решение еще впереди, пусть сыплют мусор на кучу.

    Чем иметь друга с лисьей хитростью, лучше иметь врага с собачьей повадкой.

    Не приучишь теленка — бык не получится. С детства научи себя ибадату.

    Если умение читать — это наука, то следование знаниям — ее итог.

    Этот мир — пашня для Ахирата, и не нужна плата, покуда жив.

    Каждый славы (имя) желает — аж соль протухла. И дело со словом не сходятся.

    Не обрадуется урожаем от непосеянного зерна, и прошедшие дни не вернутся к нам.

    Богатство человека губит, обычаи — религию, тот, кто миром обманут, забудет Ахират.

    Какова оценка изменнику, который с языка мед льет, а жалом-то жалит?

    Нажитое богатство бросит тебя в огонь, если, женившись на неправоте, разведешься с правдой.

    Если ты захочешь вскормить скотину жемчугом, то она будет есть лишь сено. Если высыплешь перед ними мешки золота, они его затопчут.

    Душа — это то, что кроме Аллаха никому не ведомо, т. к. Он никому не дал об этом знания.

    Для муршида карамат (сверхъестественные умения) — не условие. Только немногие асхабы и табиины владели им.

    Хамзат-афанди из Тляха, увидев кашфу, сказал: «Астахфирулла. Моя цель не это, а познание Тебя, мой Аллах, и Твое довольство».

    Когда рассказали о женщине, ведающей о жизни после смерти, Мухаммад-афанди из

    Хучады, куддиса сирруху, сказал: «Тех, кого она видит, не мертвые, мой сын, а иблисы. Того, кто в Раю, они покажут в Аду, а того, кто в Аду, покажут в Раю».

    Тот, кто не стерпит один-два укуса пчел, как сможет съесть мед в сотах.

    Чем больше нальешь меду, тем тяжелее сосуд. От веса фруктов ветки гнутся. Я науки нахожу на языке арифунов (узнавшие Аллаха). Когда я голоден, то насыщаюсь, услышав их слова.

    Чтоб отдалить от меда нечисть, одари, Аллах, ахль-тарикат.

    Как лепешка смягчается под маслом, так смягчится и черствое сердце алима, прочитав «Ихъя’».

    На восток и запад уходят мечты, Аллах же смотрит на темный угол в доме (где совершается намаз).

    Покуда открыты врата покаяния, вошедший в них будет обрадован.

    Подобно красивому, но горькому плоду, дорог человеку этот бренный мир.

    Того мусульманина, который терпит богатство и прячет свою бедность, сегодня считают за глупца.

    Если имеешь ум, советовать другим, когда ты будешь нуждаться, знай, он будет у других.

    Что делать, мы нынче стали таковыми. Утеряно мерило зла и добра.

    Неблагостное состояние и труд других людей обязательно выйдут тебе боком.

    Мало иметь знания и науки, нужно следовать им. Да сделает нас Аллах следующими им.

    Писать привыкайте, имеющие дар юноши. Ваше острое перо — сильное оружие, если воспользоваться там, где нужно.

    Война ради правления миром или получения богатства — не газават, а фитна.

    Говорят, что пока река в разливе песок собирает, мусульмане, которые имеют возможность, должны отправиться на хадж.

    Не ленитесь побольше поминать Аллаха. Только зикру языка проложит дорогу в сердце.

    Не откладывай тавбу на следующий день, ведь не знаешь, доживешь ли до завтра.

    Не добившись довольства хана ханов — Аллаха, не победишь в борьбе с ханами земными.

    Времена меняются, люди черствеют, но без праведных людей земля не останется.

    Не каждый, кто вернулся с хаджа, бывает хаджи, не забывай, много бедняков получают дома воздаяние равное хаджу.

    От того, что одежду погладишь, больное тело не выздоровеет. От рассказов, связанных с верой, грязное сердце не очистится.

    Ибадат, совершенный не ведая о нем, подобен семенам, выброшенным на луг.

    Говоря, что грешишь, нельзя не совершать добродетель.

    Слава и богатство, обретенное самими, лучше, чем те, которые пришли после. Они не покинут тебя, если ты умеешь делать шукру.

    Тот, кто не имеет долгов перед людьми, хоть и беден, но богат.

    • +5alir (алишка) 6 октября 2013 в 10:00

      +++++++++++++++++++++++

  • +4Murad1905 (Мартовский) 6 октября 2013 в 11:46

    Чабаны говорят: «В ясный день овец и девочки могут пасти, чабан нужен для отары в непогоду». ++++++ моя любимая фраза

  • +4AA (Али Алиев) 6 октября 2013 в 17:20

    Какие красивые лица. Да обрадует Всевышний души этих праведных людей, и да преумножит число праведных на нашей святой больной земле.

    • 0Faris86 (Muslim) 7 октября 2013 в 00:57

      Амин я Аллагь !

  • +1AA (Али Алиев) 6 октября 2013 в 17:21

    Расстрогал меня, Муслим. Рак1 бохаги дур. Не сдавайся

    • 0Faris86 (Muslim) 7 октября 2013 в 08:33

      Сдаваться мы не умеем ! Тем более когда на правильном пути и знаем за что боримся !

Комментировать
Яндекс.Метрика Правообладателям · F.A.Q. · Пользовательское соглашение · О проекте · Реклама на сайте · Инвесторам · В Дагестане за сутки от COVID-19 умерли более 20 человек · В Дагестане за неделю от COVID-19 умерли более 90 человек · В Дагестане за сутки от коронавируса скончалось 16 человек
© 2009–2024 Мой Дагестан. Для лиц старше 18 лет. Пишите: admin@moidagestan.ru
Сгенерировано: 0.042527 сек.