ВКонтакте

Блоги

СК сообщил о задержании еще одного участника банды Басаева
Ravninec (Равнинец)
Почему в Дагестане всех так интересует, кто когда женится или выйдет замуж?
pravda05 (pravda)
С днём 8 Марта! Международный женский день!
withoutreverse (old man)
don't worrEEE, be хьинчи
highlander05 (-------->)
Лечь бы на дно как подводная лодка....!
Rozgdennyi (Александр)

Тут обсуждают

Знаменитые дагестанцы

Цадаса Гамзат

Цадаса
Гамзат

9.08.1877—11.06.1951

Аварский поэт

В течение трёх лет был дибиром, т. е. мусульманским священником и судьей в родном ауле Цада.

Личные блоги

+17Pandur/ (Пандур Пирожков) / Келеса Али – средневековый мусульманский ученый

Келеса Али упоминается в сочинениях дагестанских исследователей как один из самых компетентных ученых Дагестана ХVII в. Известно, что он развернул активную деятельность по распространению в Дагестане научных знаний.

Зиярат Келеса Али

Его перу принадлежат труды по логике и полемике, теологической философии, также он является автором многочисленных глосс и комментариев. По словам Али Каяева, он был плодотворным ученым и после себя оставил много произведений философского характера, однако, к сожалению, его творческое наследие сохранилось лишь в фрагментах. М. Шехмагомедовым недавно в Национальном центре рукописей Грузии было обнаружено небольшое по размеру ранее неизвестное его сочинение, посвященное теории диспута (муназара).

Упоминание о судьбе и творческом наследии Келеса Али встречается практически во всех биографических сочинениях Дагестана («Табакат хваджакан ан-накшбандия» Багинуса Шуайба, «Нузхат ал-азхан» Назира из Дургели и «Биографии дагестанских ученых» Али Каяева). Но это не избавило нас от наличия в них фактологических ошибок, которые мы имеем сейчас возможность исправить и уточнить. Как пишет Багинуса Шуайб, Келеса Али – «ученый, который с большой точностью устанавливал истины», умер в 1107 году хиджры (1695–96 гг.) . Однако при обращении к эпитафии на надмогильной плите ученого выясняется, что правильная дата его смерти – 1101 год хиджры , так что умер Келеса Али, скорее всего, в 1690 году. Есть и другие менее значительные ошибки, на которых останавливаться нет необходимости.

Нисба ученого (авар. Къелеса – «из Келеба») образована от названия ущелья и одновременно общества Келеб на территории нынешнего Шамильского района Дагестана. Родился Келеса Али, скорее всего, в центральном селении ущелья – Ругельда, но в молодом возрасте переехал на учебу в Закавказье, аварское селение Голода, а после обосновался в другом аварском селении – Кусур (авар. ГьочотIа), которое расположено в верховьях Самура, ныне на территории Рутульского района РД.

Своим становлением как ученого Келеса Али во многом обязан учителю Голодаса Малламухаммаду, которого исследователи считают энциклопеди¬чески образованным человеком, через которого дагестанцы получили доступ ко многим трудам ученых исламского мира . В конце рукописной книги, переписанной рукой Келеса Али, написано, что он закончил переписывать известную книгу в 1640 г. по теологии «Шарх ал-Акаид ал-Насафа» в медресе Маламухаммада. Келеса Али также совершенствовал свои знания по греческой философии, логике, риторике и диалектике у Маламухаммада. Вместе с Келеса Али у Малламухаммада получил образование Ахалчиса Курбанали и многие другие ученые XVII в. Им была основана целая школа, многие выпускники которой в дальнейшем создали целую плеяду известных богословов .

Как пишет Багинуса Шуайб, Келеса Али «был учеником высокостепенного ученого Малламухаммада Голодинского – обладателя степеней славы и величия. Занимались они в селении этого Малламухаммада, которое называется Голода, построенном на горе. В 1051 г. (начинается с 11 апреля 1641 г.) изучал названный ученик Али книгу по логике «Маан» у голодинца Малламухаммада; так же как изучал он у последнего и другие науки, что имело, однако, место позднее. Была найдена следующая собственноручная запись покойного келебца Али: завершено украшение рукописи Шарх-ал-Акаид, что сделано рукой презренного Келеса Али – сына Хусайна. Да простит их обоих Всевышний Аллах! Дата – понедельник, месяца раджаб 1050 года по хиджре. От покойного Келеса Али до нас дошли удивительные по форме своей письма, снабженные чудными фразами и выражениями. Они были посланы им уточнителю истин по имени Мухаммад – сыну Мусы Кудутлинского. Это притом, что Келеса Али был старше по возрасту, чем Мухаммад Кудутлинский, а последний, соответственно – младше его. Это известно из дат рождения двух лиц, указанных здесь». Приведенный отрывок из сочинения Багинуса Шуайба живописует как процесс учебы Келеса Али в Голоде, так и уровень знаний, им полученных. В дальнейшем сам Али также создал учебное заведение в Кусуре, в котором, к примеру, учился считающийся основоположником дагестанской научной школы Мусал Мухаммад Кудутлинский .

Политик и военачальник

После учебы Келеса Али осел в селении Кусур, которое считается центром группы аварских селений (Кусур, Киргил, Горгитль, Тарасан) в верховьях Самура, объединенных в общество Малый Тленсерух (авар. ГьитIинаб Кьенсерухъ). Причины, побудившие его осесть именно в этом селении, доподлинно нам неизвестны, но течение исторических процессов подсказывает нам логическое обоснование этому. К середине ХVII в. в Малом Тленсерухе встала проблема укрепления позиций суннитского ислама шафиитского мазхаба через активное и широкое внедрение в жизнь кусурцев и жителей соседних аварских селений норм шариата. Дело в том, что Сефевиды, планируя шиитизацию Дагестана, старались, согласно турецким авторам ХVIII в. , ослабить исподволь мораль и суннитскую духовность, дабы в дальнейшем превратить дагестанцев в шиитов, с целью дальнейшей этнической ассимиляции. Логично предположить, что Келеса Али направился в Кусур для укрепления духовности среди населения верховий Самурской долины и противодействия распространяемому там шиитскому влиянию. Он сыграл очень важную роль в распространении здесь арабской письменности и книжной культуры, но что самое главное – во многом благодаря ему здесь сохранился и, более того, получил развитие аварский суннитский политический и культурный центр.

При жизни Келеса Али (в 1647 г.) имело место вторжение крупного отряда кызылбашей, совершенное на Самурскую долину ниже по течению от авароязычной зоны. Согласно Багинуса Шуайбу, иноземцы развернули в указанном микрорегионе форменный террор против дагестанцев. Тогда-то в дело и вступил Келеса Али. При помощи воинов, приглашенных из внутренних аварских районов, он собрал определенную силу в Кусуре. Затем келебец заманил верхушку кызылбашей – они стояли тогда, надо полагать, на цахурской земле – якобы на пир и перебил ее. Потом горцы неожиданно напали на войско кызылбашей, которое прислал в Присамурье «шах Ирана», и разгромили его.

Подробные сведения об этом дает шейх Багинуса Шуайб-апанди (1853–1909) в своей книге «Табакат ал-хваджиган ан-накшбандийа васадат ал-машаих ал-халидийа ал-махмудийа» , которую он закончил в январе 1906 г. Ниже мы даем перевод отрывка из сочинения Багинуса Шуайба, в котором он описывает указанные события : «Шах Ирана, которому нет поддержки от [Аллаха], (во времена Сурхай-хана первого ) отправил однажды огромное войско в долину Самура (Самбул) – для [полного] подчинения, укрощения и унижения самурцев. Эти воины шаха, которым [Аллах] не помогал, делали там с женщинами и детьми такое, что и сообщать неприлично.

Передовая часть иранского войска, в конце концов, достигла горы, которая высится перед селением Кусур (ГьочотIа), где находился тогда храбрый ученый Келеса Али-афанди…

Как и в тот день, смелый ученый Келеса Али обратился тут за советом к жителям своего Самурского округа и сказал им: «Что нам делать с этими воинами, присланными шахом? Они ведь могут поступить с нами так, как они обычно поступают». Самурцы ответили ему: «Ей Богу! Не знаем, что делать. Ясно одно: мощи для сражения с воинами шаха и последующего укрощения их мы не имеем». Келеса Али сказал тут этим присамурцам: «Я знаю, что нам нужно делать!». Самурцы спросили его: «А что это будет?». Келеса Али ответил им: «Я и еще несколько старшин (кубара) пойдем к воинам, которых прислал шах, подошедшим к нашему селению, и скажем им: «Мы встали сейчас под вашу длань, право распоряжения принадлежит отныне вам. Поэтому хотим мы оказать вам гостеприимство, причем на самом высоком уровне. Мы пришли сейчас для того, чтобы пригласить ваших главнейших лиц, а затем пригласим мы и людей маленьких – из числа вас.

Когда главнейшие лица шахского войска придут в наше селение, то перебьем мы их до последнего человека. Затем пойдем мы к воинам шаха во всеоружии, подготовившись, якобы для заключения перемирия, а затем и мира с ними. Когда же приблизимся мы к ним, притом, что они не будут тогда настороже, то бросимся на них и сделаем это все так, как будто действует кто-либо один. Прежде чем сумеют вооружиться эти шахские воины, успеем мы перебить половину их отряда, после чего они – с позволения Аллаха – обратятся в бегство».

Самурцы ответили тут: «О, брат наш храбрейший, ученый Али-афанди! Эти слова твои – совершенно правильный взгляд на ситуацию и свидетельство точного ее понимания». После этого сотворили они упомянутое выше. Первым делом перебили самурцы самых больших людей, присланных шахом Ирана, а затем двинулись к лагерю пришельцев, подготовившись к делу вторично. Самурцы налетели тут на воинов шаха, причем все, как будто один человек, со словами Корана: «О, Господи! Придай нам терпения, укрепи наши ноги. Помоги Ты нам в сражении против этих неверных», после чего и обратили их в бегство – с дозволения Аллаха… Приблизительно сто лет назад, ровно в то же время на горе, которая находится перед селением Кусур…»

Датировать эти события помогут памятные записи, обнаруженные нами в Центральном историческом архиве Грузии, а точнее в материалах Закатальской сословно-поземельной комиссии. Согласно арабоязычным записям, включенным в материалы ЗСПК, персы были в с. Цахур в 1057 г. хиджры , т. е. в 1647 г.

В результате деятельности Келеса Али и его сыновей кусурский, как и другие джамааты Малого Тленсеруха, заметно укрепился. Поэтому к началу ХVIII в. Кусур считался одной из сильнейших общин юго-восточной части Аваристана, с которой считалась даже Грузия. Так, по информации, имевшейся при дворе шаха Ирана, кусурцы были рядом с теми аварцами Цора, которые не позднее 1705 г. освободили от грузинской власти участок Инисел, т. е. на левом берегу Алазани. По мирному договору от 1715 г., заключенному между правителем Кахетии Давидом Багратиони и аварскими общинами Джар, Тала, Мухах и «Хачо» (ГьочотIа – аварское название Кусура), грузины обязывались выплачивать им по 100 туманов ежегодно . В то время в Кусуре насчитывалось, как утверждают, около 400 домов .

Происхождение и потомство

В с. Кусур, на кладбище рядом с плитой XIII в. и надмогильной плитой Келеса Мухаммада (1715 г.), в 2008 г. кусурцем Нацазул Хаджи была обнаружена в земле надмогильная плита Келеса Али. Текст эпитафии вырезан достаточно красивым почерком и частично согласован. Перевод надписи: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! Хвала Господу миров! Да благословит Аллах нашего господина Мухаммеда, его род и всех его сподвижников! А далее. Это – могила нашего келебца (къел) по имени Али, нашего отца . Он был шейхом, который являлся для всех нас предстоятелем (имам), самой достойной личностью среди идущих по правильному пути, образцом для других исследователей, высшей фигурой среди людей. Келеса Али, покинув родные места, совершил путешествие в два святых места (Мекка и Медина), а затем возвратился назад. Дата – тысяча сто первый год от хиджры Мухаммеда, после которого пророков больше не будет…»

Рядом с отцовской расположена и могила сына Али – Мухаммада. На надмогильном камне почерком насх вырезана интересная эпитафия. Дата смерти указана как цифрами, так и системой абджад. Год его смерти – 1127 по хиджре, начался 6 января 1715 и закончился 26 декабря 1715 г. Перевод надписи: «Этот камень принадлежит Мухаммаду – сыну Келеса Али, сына Хусайна. Да помилует Аллах и их, и нас. Аминь!… Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит Аллах нашего господина Мухаммада и всех его сподвижников! А далее. Это – могила шейха шейхов этой эпохи, прибежища великих людей, обладающих мудростью, верного помощника делу ислама, человека, оказывавшего содействие целому народу и являвшегося при этом сыном ученейшего шейха, который получил известность на Востоке и на Западе, но…

У Келеса Али были сыновья, из которых известны поименно: Абубакр, Дибир и, наконец, Мухаммад. В Кусуре на протяжении всего ХVIII и первой половины XIX в. развивалась интеллектуальная жизнь, что во многом является заслугой Келеса Али и его потомков, благодаря которым между Кусуром и Келебом наладились тесные научные связи. Это видно при изучении колофонов книг примечетской библиотеки с. Кусур. К примеру, в начале 2-й половины ХVIII в. Абакар, правнук Келеса Али, приобрел книгу Нуман, которую переписал в 1757/58 г. тидибец (?) Абдулла – сын Абдурахмана, сына Чурилава, и написал на ней: «Хозяин рукописи Абубакар – сын Умара Кусурского». Этот Абакар учился в центральной Аварии, на родине своих предков – в келебском с. Сомода, у знатока арабской грамматики по имени Тируч и переписал там целый сборник в 1748 г., о чем также оставил запись на полях этой книги. Кусурец Хасан изучал и переписал в 1755/56 г. книгу Минхадж в том же келебском с. Сомода. Некий Раджаб – сын Умара Кусурского – владел книгой Харвал-вакат, которую переписал для него в 1776/77 г. Шихумар из келебского селения Ругельда. Келеса Умар «ради Хаджиява ал-Гочоти (Кусурского)» в 1185/1771–72 г. переписал вторую часть сочинения Тухфат ал-мухтадж на Шарх ал-Минхадж. В начале ХIХ в. традицию ученых предков продолжил потомок Келеса Али Малла-Ибрахим – сын Муртазаали-апанди, чья могила сохранилась на кусурском кладбище.

Сыновья и потомки Келеса Али проявляли большой интерес и к истории. Так, благодаря стараниям сына ученого мы имеем возможность ознакомиться с письменной фиксацией преданий об исламизации юго-восточного Аваристана. Арабский текст исторического содержания повествует о распространении ислама в верховьях Самура, а также в присулакской зоне – в бассейне р. Джурмут, протекающей по территории Тляратинского района РД. Дошел он до нас в двух списках. Один из них был обнаружен и частично опубликован в 80-е годы ХХ в. А. Р. Шихсаидовым – на страницах коллективной монографии «Дагестанские исторические сочинения». Второй список найден Т. Айтберовым и Ш. Хапизовым в составе рукописного сборника, который хранится среди рукописей, старопечатных книг и литографий Кусурской мечети. Представляет он собой старинную запись преданий присамурских аварцев о распространении ислама на их землях в ХIV–XV вв. и в верхней части бассейна р. Авар-ор. Здесь имеет место, кстати, совпадение между публикуемым источником и текстом «Истории Тледока», где представлены предания анкратльцев об исламизации их земель. Согласно приписке к тексту: «в тысяча сто первом (1689/90) году переписал с его записи Раджаб – сын ДегIен ШагIбана , причем сделал он это по приказу ученого единобожника Дибира – сына святого Келеса Али . В том же году произошло величайшее землетрясение, из-за которого разрушились усадьбы» . Кстати, последнее предложение, которое говорит о землетрясении в 1101 году хиджры (1690 г.), а Келеса Али умер в том же году, рождает предположение: не стала ли причиной смерти ученого эта природная катастрофа?

Если говорить о потомстве Келеса Али в наши дни, то стоит отметить, что согласно имеющей хождение в Кусуре устной традиции , ими являются члены тухума Нацал. В частности, наш информатор (Нацазул Хаджи) рассказал, что через своих предков (отец – Ибрагим, дед – Умар, прадед – Мухама (1880 г. р.), прапрадед – Малла-Ибрагим (1829 г. р.), прапрапрадед – Муртазали-хаджи (ок. 1804 г. р.) и далее – Джарулла) узнал, что его генеалогия восходит к самому Келеса ГIали. У Малла-Ибрагима было три сына: одногодки Умар и Хажияв (1863 г. р.) и Мухаммад (1880 г. р.).

Потомки Келеса Али – представители тухума Нацал – живут также в селах Эхеди Тала (квартал Гогъул; фамилия Алихановы) и Тлебел-уба (Омаров Ибрагим и его потомство) Закатальского района. Его потомки расселились не только в Кусуре, но и в Аласкаре (по данным от 1872 г., в этом селе 16 семей из 26 принадлежали к тухуму «Килиц», от авар. къелес – «келебцы» ), Джинихе/Гюллюке (из 360 дымов на 1872 г. к тухуму «Килиц» относилось около 90 ) и других селах Закатальского округа.

Магомед Шехмагомедов, Шахбан Хапизов, Тимур Айтберов
  • 0nurmagomedov.a (MAX-05) 12 июля 2015 в 14:32

    Эпитафии интересные на камнях.И его и сына.
    Надписи на полях старых книг меня интересуют.

  • 0a7463688 (........) 12 июля 2015 в 21:57

    Пандур спасибо, как плохо мы знаем свое историю.

  • +1bekhan/// (бекхан первый) 12 июля 2015 в 22:18

    тут вот что интересно аварские рукописи в архивах грузии и азербайджана..через лет 50 скажут что они были азербайджанцами...уверен 100000000000 %

  • 0hachik (Качеван) 18 июля 2015 в 12:03

    чохъ саул)) обязательно к прочтению)

Комментировать
Яндекс.Метрика Правообладателям · F.A.Q. · Пользовательское соглашение · О проекте · Реклама на сайте · Инвесторам · В Дагестане за сутки от COVID-19 умерли более 20 человек · В Дагестане за неделю от COVID-19 умерли более 90 человек · В Дагестане за сутки от коронавируса скончалось 16 человек
© 2009–2024 Мой Дагестан. Для лиц старше 18 лет. Пишите: admin@moidagestan.ru
Сгенерировано: 0.037498 сек.